28.11.2013

Печатные СМИ в России: Жизнь, смерть или...

Бумажные газеты и журналы, конечно, сокращают своё присутствие на рынке. Впрочем, эксперты медиарынка в Европе смотрят на будущее печатных СМИ вполне оптимистично. Потому что только за счет рекламы грамотная журналистика существовать не может

Фото:

Прогнозы – дело неблагодарное, легко попасть впросак. Например, в 1946 году Дэррил Занук, основатель 20th Century Fox, отпустил телевидению всего полгода жизни – мол, людям быстро надоест глазеть в фанерный ящик каждый вечер. Но не пытаться представить себе будущее невозможно – таково уж свойство человека. Попробую и я сделать несколько «предсказаний».

Бумажные газеты и журналы, конечно, сокращают своё присутствие на рынке. Еще несколько лет назад в России было зарегистрировано печатных средств массовой информации почти 80 тысяч наименований, сегодня – только 65 тысяч. Замедлилась и динамика регистрации новых – за десять месяцев текущего года в России зарегистрировано всего 4 283 новых печатных СМИ, из них 2 153 газеты, 1 976 журналов и более сотни альманахов, бюллетеней и сборников. Кстати, за тот же период зарегистрировано всего 51 новое электронное периодическое издание, а общее их количество в России сократилось более чем на 500 единиц.

Впрочем, эксперты медиарынка в Европе смотрят на будущее печатных СМИ вполне оптимистично. Как сообщалось на сайте Ассоциации австрийских газет и журналов (VOZ), во время медиасаммита в Мюнхене вице-президент этой организации Юген Русс заявил: «Газета в печатном виде даже более совершенна, чем любой браузер с новостной лентой! За четверть часа читатель получает идеальный обзор того, что в сегодняшнем мире происходит. Мы не можем говорить плохо о газете. Мы должны восхищаться тем, что газета может и какой великолепный инструмент гражданского общества она собой представляет!» В то же время, вице-президент VOZ убежден, что «газеты должны измениться» и вспоминает ситуацию 60-х годов прошлого века, когда реклама товаров народного потребления перекочевала на телевидение, и газеты сумели резко измениться и сосредоточиться на классифайде. Теперь просто следует найти новый путь развития, потому что только за счет рекламы грамотная журналистика существовать не может.

Судя по всему, похожее отношение к печатным газетам и журналам и во Франции. Там крупнейшая в мире издательская группа Lagardère Active выставила на продажу половину своих французских журналов, и, как заявил главный управляющий компании Арно Лагардер в интервью газете Figaro, сразу получила два десятка серьезных предложений, из которых десять касаются всех изданий и исходят в основном от успешных предпринимателей, а другие десять – это предложения от коллег-издателей.

Кстати, недавно в рамках 58-го Конгресса DISTRIPRESS в Торонто состоялся любопытный дискуссионный форум под названием «Пресса наносит ответный удар». Большой интерес у делегатов вызвало выступление доктора Хусни, известного в международном медиасообществе как Mr. Magazine. Он начал свой доклад с образного сравнения самоубийц и строителей: «Мы или ставим перед собой задачу самоубийства, и тогда везде и всегда говорим о смерти печатных СМИ, или осуществляем преобразования в нашей отрасли, и тогда мы занимаемся строительством.

Докладчик назвал три фактора, которые влияют на приверженность покупателя к бумажной прессе: человек стремится владеть материальными вещами, демонстрировать их окружающим и самоидентифицироваться с их помощью в социуме. В качестве доказательства он привел пример популярного кулинарного телеканала Food Network, который на основании опроса своей аудитории запустили кулинарный журнал, чей разовый тираж в настоящее время составляет 550 тыс. экземпляров. Напомнил Mr. Magazine и о том, что в 1937 году радиорекламы было больше, чем газетной, а в 1955-м на первое место по сбору рекламы вышло телевидение. Ни один из этих эпизодов печатные СМИ не убил. 

Из всего вышесказанного хочу сделать два вывода. Первый. Газеты и журналы могут закрываться и открываться, и это естественный процесс на любом товарном рынке. Второй. Если издание или целый издательский дом выставляются на продажу и у них появляется не один покупатель, а несколько, то это говорит о привлекательности товара и его перспективности для бизнеса. Поэтому очевидно, что главный тренд – отрасль развивается, идет вперед, хотя путь этот трудный и извилистый. И на этой непростой дороге «бумага» и «цифра» должны опираться друг на друга. (Как это удается, например, The Financial Times: судя по отчетности издания, последние семь лет идет устойчивый рост цифровой аудитории, и вместе с тем, после двух лет спада в 2008–2010-м, увеличивается число «бумажных» читателей.)

В России же перепроизводство печатных СМИ перенасытило рынок и неадекватно спросу. Большое количество лишних газет и журналов, не нужных потребителю, но регулярно выходящих в свет, я отношу к категории издательского мусора. И вот именно этой части изданий, искусственно поддерживаемых на плаву, я и предрекаю смерть в ближайшем будущем.

А востребованные читателем печатные СМИ будут жить долго, так как это продукт комфортный и качественный, а главное – материальный. Да и доверием пользуется в большей степени, чем публикации в соцсетях.

Александр Оськин, председатель правления АРПП

Читайте также: 

5 самых резонансных материалов газеты "Собеседник"

Каким СМИ можно доверять? 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика