Новости дня

20 апреля, пятница































19 апреля, четверг














4 драматичных поворота жизни Николая Эрдмана


16 ноября 1900 года в Москве в семье обрусевшего немца Роберта Эрдмана родился сын Николай. Талантливый драматург и киносценарист испытал на себе невероятные превратности судьбы. Мы вспомнили наиболее драматичные повороты жизни Николая Эрдмана.

1. Николай Эрдман рано получил признание: пьеса «Мандат», написанная им в 24 года, принесла ему славу не только в СССР, но и за рубежом. Тем острее воспринимал Эрдман череду запретов, преследовавших его вторую пьесу «Самоубийца». Написанная в 1928 году, она обличала абсурд советской действительности, где «то, что может подумать живой, может высказать только мертвый». Главрепертком не дал разрешения на ее постановку театру Мейерхольда, в 1931 году ее все-таки начали репетировать во МХАТе. Впрочем, зритель не увидел этого спектакля: он не был выпущен. В 1932 году репетиции вновь начались – теперь уже в ГосТиМе Мейерхольда, однако и этот спектакль был запрещен, причем в последний момент – на этапе генеральной репетиции. Советский зритель впервые увидит «Самоубийцу» после смерти Эрдмана, в 1982 году, однако и на этот раз ее снимут с репертуара после нескольких показов. Окончательно пьесу разрешат лишь на излете советской эпохи, в 1986 году.

2. Драматично сложилась судьба и Эрдмана-киносценариста, который выступил как один из авторов сценария фильма «Веселые ребята», снятого в 1934 году и ставшего классикой советской комедии тех лет. В 1933 году Николая Эрдмана, находившегося в Гаграх на съемках кинокартины, арестовали и сослали на три года в Енисейск. Поводом для этого послужили политические стихи и басни Эрдмана, о которых узнал Сталин. В частности, отцу народов не понравилось следующее четверостишие:

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
Читатель скажет: Бога нет!
Читатель, милый, ты придира!
Да, Бога нет. Но нет и сыра!

В титрах фильма «Веселые ребята» фамилия Николая Эрдмана в связи с его арестом, разумеется, отсутствовала. Между тем кинокартина стала самым любимым фильмом Сталина.
Освобожденный в 1936 году, Эрдман продолжил работу в кинематографе и стал соавтором сценария фильма «Волга-Волга», удостоенного Сталинской премии в 1941 году. Но его фамилия вновь была вымарана из титров, а самого Эрдмана с началом Великой Отечественной войны отправили в глубокий тыл как пораженного в правах.

3. Однако до тыла Эрдман так и не доехал. При проезде через Саратов его неожиданно сняли с поезда и вернули в Москву. Дело в том, что было получено письмо, написанное лично Лаврентием Берией, в котором опальному Эрдману предлагалось сотрудничать с Ансамблем песни и пляски НКВД. Ансамбль был создан осенью 1939 года, а с 1941 года начались его гастрольные поездки по стране, призванные укрепить боевой дух Красной армии. Николай Эрдман сотрудничал с ансамблем на протяжении военных лет в качестве автора интермедий.

4. Непросто сложилась и личная жизнь Николая Эрдмана. В 1928 году он познакомился с широко известной в московских театральных кругах актрисой МХАТа Ангелиной Степановой. Несмотря на то, что Степанова была замужем за режиссером МХАТа Николаем Горчаковым, а сам Эрдман состоял в браке с красавицей-танцовщицей Диной Воронцовой, между молодыми людьми вспыхнули чувства. Степанова оставила дом, в котором она жила с супругом, переехав к одной из своих подруг. Эрдман, однако, не нашел в себе сил расстаться с женой. Когда в 1933 году его сослали в Енисейск, Ангелина Степанова хлопотала о его судьбе, добилась перевода Эрдмана в Томск и, получив разрешение на свидание с ним, поехала в Сибирь. Долгое время они состояли в переписке (позднее их письма будут опубликованы), однако этот роман не имел счастливого продолжения. Вскоре Ангелина Степанова вышла замуж во второй раз – за писателя Александра Фадеева. Об отце одного из своих сыновей – Саши, родившегося до брака с Фадеевым – Степанова предпочитала никогда не рассказывать.

После войны Эрдман получил Сталинскую премию за сценарий фильма «Смелые люди», но известен к концу советской эпохи был как сценарист мультфильмов и сказок – «Золотая антилопа», «Каин XVIII», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Остров ошибок», «Двенадцать месяцев»... Только после опубликования «Самоубийцы» в восьмидесятые годы стало ясно, какого масштаба сатирический талант власть, вероятно, смогла сломать и запугать.

Читайте также:

5 мгновений великой любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе

5 цитат Альбера Камю, по-новому открывающих глаза на жизнь

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания