19.07.2013

Закулисье скандального проекта "Стопхам"

«Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу» - многие москвичи уже видели такие наклейки на чужих, а то и своих машинах, припаркованных в неположенных местах. За три года существования движения, «СтопХам» приобрел определенную славу среди автомобилистов

Фото: Страница движения "СтопХам" в ВКонтакте

«Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу» - многие москвичи уже видели такие наклейки на чужих, а то и своих машинах, припаркованных в неположенных местах. За три года существования движения, «СтопХам» приобрел определенную славу среди автомобилистов.

Но после того, как из-за скандала с активистами глава управы района Марьино Александр Сморяков был вынужден сложить полномочия, движением заинтересовались и пешеходы. Так кто же они, «стопхамовцы»? Корреспондент нашего издания пробралась в их ряды и выяснила это изнутри.

Как все начиналось

Первый рейд «СтопХама» прошел 26 мая 2010 года в Москве. Тогда Дмитрий Чугунов (руководитель движения – прим. автора) и двое его друзей вышли на Петровку и стали клеить наклейки на неправильно припаркованные машины, причем один из парней снимал происходящее на камеру, а второй успокаивал недовольных водителей. Движение, которое началось с компании из трех человек, сейчас борется с «хамами на дороге» в 28 регионах России и даже зарубежом (на Украине, например).

Вся Москва в «СтопХаме»

В рейд может попасть любой желающий. В группе движения в социальной сети появляется статус, где указано место и время проведения рейда, а также возраст участников (как правило, 18+, но не всегда). Рейды отличаются по своей направленности. «У нас есть несколько форматов. – рассказывает Оксана Митрофанова, одна из руководителей проекта «СтопХам». - Пишут люди: "Мне не дали припарковаться, просят с меня, например, тысячу рублей". Соответственно, мы находим время, ребята, кто на машинах, приезжают, проверяют, так это или не так, и дальше уже мы приходим, нас оказывается не 2 человека, а 15. Говорим, здравствуйте, вот деньги просите – можно ваши документы… И через какое-то время данная парковка перестает быть платной. Иногда машина стоит на пешеходном переходе, ее невозможно обойти. Или она стоит на тротуаре так, что приходится выходить на оживленное движение. Для этого есть самая известная наша наклейка». Существуют и ночные рейды – они проходят возле клубов, которые устраивают нелегальную платную парковку первым и вторым рядом. Цена такого паркинга, по словам Оксаны, может доходить до 5-10 тысяч рублей за место, поэтому многие паркуются уже третьим и четвертым рядом, и водителям приходится проезжать по встречной полосе. Что в итоге грозит штрафом за нарушение правил.

В рейде участвует не меньше пяти человек. Рекорд же был установлен после появления в сети ролика «Чечня культурная» - у ТЦ «Европейский» собралось 380 человек. «У нас вся Москва была в "СтопХаме"», - смеется Оксана. Напомним, что в мае 2012 года в конфликт с активистами движения вступила жена заместителя полпреда Чечни Мадина Мингаева, что повлекло за собой отставку Тамерлана Мингаева.

Надо сказать, что в рейдах принимают участие в основном парни. «Наверно, во-первых, девочки боятся, все-таки это достаточно опасно: вчера у нас был инцидент, машина меня чуть не сбила, там была скорость 80, просто чудом я отбежала, отпрыгнула. Это опасное дело, это интересно больше мальчикам, это повышает адреналин и так далее. Но в то же время я всегда говорю девочкам, чтобы они приходили, потому что у нас реально очень хорошие парни. Мало того, что они красивые, умные, да, но они настолько достойные, они в таких ситуациях уже побывали и проверены, что я восхищаюсь мальчиками своими» - признается Оксана.

На логичный вопрос о том, как часто бьют камеры, активисты движения отвечают по-разному. Наташа, одна из немногих здешних девушек и постоянный оператор, рассказывает, что раньше часто разбивали, но потом водители поняли, что им же хуже будет. Тем не менее, инциденты случаются, поэтому, как замечает «стопхамовец» Николай, лучше брать несколько камер. «Я ношу телефон и пытаюсь показать людям, что можно снимать не только на камеру. Можно приходить с авторегистраторами, с мыльницами… Все камеры ведь не разобьют», - говорит он.

Бывают и случаи, когда автомобилисты просто неадекватно реагируют на просьбы «стопхамовцев». Николай и Дмитрий, опытные активисты, рассказывают, что на них и с битой бросались, и огнестрельным оружием угрожали. Но некоторые водители просто не останавливаются, даже видя перед собой толпу. По словам Николая, однажды машина на полной скорости метров 50 везла на капоте парня, который не мог слезть, чтобы не попасть под колеса.

«Он висит, и этот разгоняется и просто улетает. Стартует с человеком на капоте и уезжает под мост. Все наши ребята, кто были, побежали туда. Он уже слез, а машина скрылась», - вспоминает молодой человек.

Довольно часто «стопхамовцев» называют провокаторами – мол, они сами виноваты в том, что люди кричат и возмущаются, а то и лезут в драку. Однако, побывав на рейде, можно убедиться, что это не так. У ребят есть четкие правила работы. Ругаться матом запрещено, курить можно только в стороне. К машине подходят три человека: оператор, тот, кто объясняет ситуацию водителю, и тот, кто стоит перед машиной, остальные же перегораживают дорогу, но к водителю не лезут. Разговор ведется вежливо, без «наездов» и оскорблений. Другое дело, что себя ребятам явно не жалко – и под колеса в случае чего полезут, и на капоте проедут. Да, незаконно, но куда деваться? Даже шутят при виде очередной машины, мол, на такой я еще не катался…

Побед все-таки много

Сейчас «стопхамовцы» работают жестче. Они по-прежнему спокойны и вежливы, но решили делать более действенное внушение водителям. Поэтому они почти полностью заменили «добрые» наклейки, которые легко можно снять, на «злые», избавиться от которых гораздо труднее. «Раньше делали добрые наклейки, еще промежуточные и прям злые-злые, - поясняет Никита. - Но через несколько рейдов, вот когда все это снимают на видео и видят, что одну наклейку на него использовали, другую, пятую, десятую, а толку нет, решили, что это просто перевод денег и лучше злую и один раз, зато надолго». Все-таки именно наклейка на лобовое стекло «Мне плевать на всех» принесла в свое время известность проекту. Как говорит один из активистов, Борис, «все машины, как только видят, что ребята клеят наклейку, моментально уезжают».

Подводя итоги работы за 3 с лишним года, Оксана Митрофанова с гордостью говорит, что «СтопХам» узнают. Более того, ситуация на дорогах изменилась фактически. «Мы знаем в Москве более ста ресторанов, где нашей заслугой стало то, что там больше нет платной парковки и так называемой "парковки для клиентов"». Многие улицы, такие как Зеленодольская, перекрыты для въезда транспорта. Платная парковка – это также наше начинание, то, что сейчас центр города стал платным – наше начинание. Таких побед все-таки много, и частных в том числе», - говорит девушка.

P.S.

Интересно, что многие активисты имеют водительские права, но предпочитают передвигаться на метро. Но они твердо убеждены: если ты за рулем, ты должен уважать пешехода. «На мой взгляд – не стоит ездить в пешеходной зоне, - уверенно заявляет Борис. - А вообще – чтобы изменить мир, нужно начать с себя, соответственно. Надо делать добрые поступки и не надо портить настроение другим людям». Проблема, видимо, в том, что сами «стопхамовцы» многим автомобилистом испортили настроение своими акциями.

Валерия Трофимова

Читайте также:

Актер Валерий Баринов прокомментировал ролик "СтопХама" со своим участием

Владимир Чуров прокомментировал скандал с сотрудницей ЦИК, которая пыталась задавить активистов проекта "СтопХам"

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика