01.07.2013

Эксперт: в конфликте вокруг Енисейского фанерного комбината госбанк ведет себя, как частная фирма

Работники Енисейского фанерного комбината в Сосновоборске срочно просят о помощи – они оказались в «заложниках» у государственного банка-кредитора. И это выглядит тем более странно, что всем известны майские указы Президента о необходимости поддержки и развития высокотехнологичных предприятий

Работники Енисейского фанерного комбината в Сосновоборске срочно просят о помощи – они оказались в «заложниках» у государственного банка-кредитора. И это выглядит тем более странно, что всем известны майские указы Президента о необходимости поддержки и развития высокотехнологичных предприятий. Но, как оказывается, многие банки с госучастием работают над правительственными заданиями лишь когда им выгодно. Об этой проблеме пишет в сегодняшней «Российской газете» политолог Борис Кагарлицкий.

Комбинат в Сосновоборске создан благодаря правительственному решению, связанному с экспортом круглого леса: в 2007 было принято постановление о приоритетных проектах в области глубокой переработки древесины и о поэтапном введении экспортных пошлин на кругляк.

Кагарлицкий отмечает, что это был один из примеров эффективных мер, поскольку это стимулировало инвестиции. «Было зарегистрировано более 100 приоритетных инвестиционных проектов, нацеленных на развитие производства и создание рабочих мест. К тому же речь идет о производстве современном», – пишет политолог.

Сосновоборск был построен в 70-е как рабочий поселок Красноярского завода автомобильных и тракторных прицепов и полуприцепов. В 90-х производство прекратилось и городок чуть не разделил печальную судьбу умирающих моногородов. Кризис 2008 года, «придя» в Сибирь, усугубил ситуацию. Поэтому, решение о появлении на месте завода прицепов крупнейшего в Европе фанерного комбината давало Сосновоборску шанс.

Создание нового предприятия не обошлось без кредитов, которые предоставил банк с госучастием. Оборудование приобреталось за рубежом, использовались самые современные технологии, ведь продукция завода предназначалась для замещения импорта. К концу прошлого года развернутое на комбинате производство обеспечивало рабочими местами 800 человек.

Тем не менее, несмотря на впечатляющие перспективы, промышленный спад в связи с мировым экономическим кризисом и другими проблемами привел к удручающей финансовой ситуации. Банк-кредитор незамедлительно потребовал выплат, а комбинат, обремененный выплатами ставок по займу, практически оказался на грани банкротства.

«В истории с банком мы видим довольно характерное противоречие, свойственное значительной части отечественных «госкорпораций», которые на самом деле являются частными фирмами, использующими государственный капитал. Когда это им выгодно, они работают над правительственными заданиями, но во главу угла ставят собственные коммерческие интересы. Им выделяются средства для реализации программ технологического развития, но средства освоены, а про общие приоритеты и цели, ради которых ресурсы выделялись, можно уже и забыть», – рассуждает Борис Кагарлицкий.

Политолог отмечает, что в данном случае банк, похоже, видит себя не госструктурой, обязанной работать на реализацию этой программы, а всего лишь компанией, стремящейся получить максимум прибыли в кратчайшие сроки. А на банкротстве завода можно нажиться ничуть не меньше, чем на его открытии.

Ситуация осложняется еще и тем, что работникам комбината, да и всем жителям Сосновоборска некогда разбираться во всех этих внешнеполитических тонкостях. Речь идет о банальном выживании. Если предприятие закроется, то вся местная экономика тоже разрушится. Резкое падение спроса парализует и разорит мелкий бизнес, что обернется дополнительной потерей рабочих мест.

В результате социальное напряжение растет, хотя ещё не все возможности исчерпаны, отмечает эксперт. Руководство комбината, не теряя надежды, ведет переговоры с банком. Сумма кредита составляет 120 миллионов долларов, часть из них уже выплачена. И комбинат не требует списания средств, руководство просит лишь об изменении условий их возврата.

Еще не забыта история Пикалева, когда только личное вмешательство руководства страны помогло разрешить аналогичный кризис. И работники Енисейского предприятия обратились с письмом в Москву. В нем они выражают надежду на помощь и просят дать указание государственным банкам обратить внимание на необходимость поддержки Енисейского фанерного комбината в Сосновоборске.

В подобных случаях неизменно возникает множество вопросов. Почему в кризисных ситуациях такого рода необходимо вмешательство «на самом высоком уровне»? Почему чиновники банков с госучастием не решают такие вопросы самостоятельно и своевременно? Почему не выполняются соответствующие указы и принципы антикризисной политики?

«Между тем в Сосновоборске настроены решительно. И вряд ли люди забудут и про чиновников, упустивших развитие ситуации, и про то, что банк, использовав казенные средства, не помог комбинату», – подытоживает Борис Кагарлицкий.

Читайте также:

Виктор Геращенко: Сбербанк недоплачивает людям

Опасно, как в банке. Отчего гибнут банкиры?

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика