25.06.2013

Союз нерушимый?

Осенью 2013 года выходит в свет очередная книга писателя и публициста Александра Лапина «Куда идут русские?» В ней автор всесторонне анализирует состояние российского общества, рассуждает о его политических, духовных и бытовых проблемах. Сегодня мы публикуем главу о смешанных браках

Осенью 2013 года выходит в свет очередная книга писателя и публициста Александра Лапина «Куда идут русские?» В ней автор всесторонне анализирует состояние российского общества, рассуждает о его политических, духовных и бытовых проблемах. Сегодня мы публикуем главу о смешанных браках.

С чем сталкиваются смешанные семьи?

В Ставрополе живут мои друзья. Он черкес, она – русская казачка. Проведя вместе более четверти века, эти супруги на себе испытали массу проблем, которые преследуют людей, осмелившихся на смешанный брак. И глядя на них, я понимаю, сколь непростой вещью являются межэтнические союзы.

Мои друзья встретились в студенческие годы. Поженившись, они поехали на родину мужа, но свекровь и на порог не пустила русскую невестку. Процесс последующего сближения проходил очень тяжело. Лишь родив дочь и сына, русская жена стала членом семьи. Только после этого родители смирились с выбором сына.

Однако на этом трудности не кончились. Их выросший сын считает себя русским, а отца это задевает.

– Мы, черкесы, гордый народ. А он ищет легких путей, приспосабливается, – жаловался в откровенной беседе мой друг.

С другой стороны, можно понять и сына, который чувствует себя чужим среди своих. Членам смешанной семьи нелегко противостоять внешним условиям.

Но как бы то ни было, люди свободны поступать так, как считают нужным. И по оценкам социологов, уже каждый четвертый россиянин живет в смешанной семье. Причем это далеко не предел.

В русской глубинке ситуация, возможно, видится менее драматичной, чем, скажем, в Москве, где ежегодно заключается около 50 тысяч смешанных браков. Тем не менее факт стремительного распространениямежнациональных брачных союзов налицо.

Почему это происходит?

Во-первых, в России разрушен традиционный институт брака. Количество разводов догоняет число свадеб. Появляется масса одиноких людей. Множится армия брошенных жен. В результате почти два миллиона детей воспитываются в неполных семьях. К тому же количество женщин в России на десять миллионов превышает число мужчин. Да и далеко не каждый русский мужик способен прокормить семью. Стоит ли удивляться, что женщины начинают искать мужа другой национальности и нередко в другой стране?

Всё, правда, зависит от ситуации, в которой находится тот или иной народ. К примеру, калмычки охотно выходят замуж за русских: большинство их мужчин еще больше деградировало и спилось.

В поисках лучшей женской доли за первое десятилетие «свободы» только в США по визам невест выехало 75 тысяч наших соотечественниц. Большинство из них отправляется за океан вовсе не по какой-то большой любви, а просто за тем, чтобы иметь там относительную стабильность и надежду на лучшее будущее. Причем манит наших женщин не только преуспевающая Америка или Европа. Тысячи россиянок отправляются в Ливан, Пакистан и другие арабские страны.

Находят ли русские невесты счастье за границей?

Одна из моих бывших коллег вышла за иностранца-мусульманина. А спустя пять лет никак не могла с ним развестись: ей не отдавали ее детей. «Какой я была наивной дурой», – писала она в письмах подругам, когда-то завидовавшим ее «сказочному принцу».

Муж-иностранец нередко привлекает наших дам своим внешним лоском, манерами, искусством обхождения с женщиной. О том же, что наши гости лишь на время принимают правила игры, следуя обычаям чужой страны, догадываются не все. Вернувшись домой, они возвращаются к привычному укладу жизни. Да и сказочное богатство, которым, к примеру, так любят при случае похвастать восточные мужчины, нередко оказывается куда более скромным, и зачастую новоиспеченную жену вместо обещанных трех домов ждут три глинобитные мазанки. А вместо ежедневных цветов и страстных вздохов – банальная бытовуха бесконечных семейных тягот.

В мусульманских странах жена превращается в бесправное существо, вынужденное беспрекословно подчиняться деспотичной свекрови, угождать привередливому супругу, исполнять прихоти детей. Научиться уживаться со всем этим, как правило, означает окончательно утратить свои национальные черты, сменить веру и принять образ жизни другого народа.

И в этом смысле Восток не столь уж отличается от Запада. Я знаю немало примеров, когда русские женщины искали счастья, выйдя замуж за европейца. И большинство из этих союзов развалилось. Причина банальна – различия в культуре и разительное несоответствие радужного представления о будущем с реальной действительностью.
Так, одна моя знакомая жаловалась, что в Италии, где она нашла себе супруга, главная женщина для любого мужчины мать, а не жена. И ее уже через месяц стал раздражать ее «маменькин сынок». Другая, отправившаяся искать счастья в Германии, рассказывала, что у немцев свои представления о гостеприимстве. И она, по привычке демонстрируя русское хлебосольство, раз за разом выслушивала нудные упреки мужа в расточительности. Третьей повезло еще меньше: выходила за преуспевающего турка, который работает в банке и не знает никакой нужды, а оказалась рядом с человеком, трясущимся над каждой копейкой, чтобы достроить свой дом. Союз этот очень быстро распался, и теперь она просто пошла по рукам.

При этом и у нас нет повода раздуваться от национальной гордости: русские мужья тоже не ангелы. И далеко не всегда сравнение в их пользу. Например, при всем своем авторитаризме восточный супруг не бросит жену с детьми, не заставит ее делать бесконечные аборты, не будет напиваться до беспамятства в то время, как его семья пухнет с голоду. Да и прагматизму западных джентльменов в определенных ситуациях нам тоже остается только завидовать.

Как относиться к смешанным бракам?

Невозможно закрыть границы или запретить вступать в брак людям разных национальностей. И на мой взгляд, беспокойство о пресловутой чистоте нации, которое в связи с этим высказывают радикальные сторонники крайних подходов, здесь совершенно неуместно. Если уж на то пошло, при смешанных браках размывается и тот, и другой этнос. Куда важней, как чувствуют себя сами люди, вступившие в смешанный брак, как относится к ним наше общество, в каких условиях воспитываются их дети. И в этом смысле действительно есть над чем задуматься.

Россия многонациональна, поэтому смешанные браки у нас были и будут. Ничего страшного в них нет – лишь бы такие союзы приводили к рождению детей, воспитанных в нашей культуре и способных внести свой вклад в нормальное будущее страны. Другое дело, что самих русских становится все меньше. И если мы не осознаем нависшей над нами угрозы исчезновения, то просто растворимся среди других народов.

Другая серьезная проблема заключается в том, что к нам со всех концов устремились люди, мягко говоря, не заинтересованные в возрождении России. И брак для них самый простой способ легализоваться на нашей земле. В то же время существует и обратный поток: из страны уезжают русские женщины, что подрывает крайне ослабленный генофонд нации. И пока не завершится наш системный кризис, вряд ли что-то изменится. Причем кризис этот не столько экономический, сколько духовный. Преодолеть его можно, лишь изменив свой образ мыслей и отношение к жизни.

В связи с этим важнейшая проблема сегодня – качество мужского населения страны. Мужчина все равно остается главой семьи. Если он не имеет возможности ее кормить – начинается необратимый распад. Поэтому на государственном уровне надо расширять такие возможности. А на уровне общекультурном – возрождать размытые представления о мужественности и создавать культ семьи.

Смешанная семья – это не хорошо и не плохо, но стоит ли гоняться за журавлями (которые при ближайшем рассмотрении зачастую оказываются банальными воронами), если есть своя синица, которая не только не упорхнет в небо при удобном случае, но и не покинет в самые лютые холода?

Александр Лапин

Читайте также:

Как русские живут в Израиле?

Почему русские бегут в Турцию?

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика