Новости дня

14 декабря, четверг





































13 декабря, среда








5 главных шагов РПЦ к господству над обществом


РПЦ // Yury Maslyaev / Russian Look

7 июня исполняется 23 года с момента избрания Алексия II патриархом Московским и Всея Руси. По результатам последних исследований американских социологов, Русская Православная Церковь с более чем 180 миллионами прихожан сегодня в мире занимает второе место среди христианских объединений, уступая пальму первенства только Римско-католической (более одного миллиарда последователей).

Как получилось, что страна, которая еще 25 лет назад считалась во всем мире богоборческой, вдруг круто изменила своё отношение к вере, а церковь, которая 70 лет подвергалась жесточайшим гонениями, вдруг сумела стать единственным общественным институтом, который способен изменять лицо страны? «Собеседник.ру» выделил 5 ступеней, пройденных Русской Православной Церковью на пути к своему нынешнему положению в обществе.

5. «Что ты гонишь меня, Савл?..»

К середине 1980-х годов ситуация в Советском союзе была совершенно точно отражена строчкой Цоя: «Мы ждем перемен». Всем от Михаила Горбачева до рядового слесаря Иванова было очевидно, что в огромном государстве прогнило абсолютно все: государственный аппарат, экономика, культура.

С началом Перестройки ситуация начала меняться: гласность выбросила на поверхность совершенно невиданные доселе вещи, наподобие иностранных сект или неформальных политических движений. Уже к 1988 году вся страна пребывала в полной прострации относительно поиска новой идеи. И такая идея сама собой (в силу даже простых исторических причин) была найдена — православие. Государство отказалось от гонений и впервые за 70 лет разрешило на всесоюзном уровне отмечать религиозный праздник — тысячелетие Крещения Руси. Именно с того события начался процесс, который в итоге и привел РПЦ к её сегодняшнему положению.

4. «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»

Уже в 1990 году Русской Православной церкви удалось почти невозможное — она добилась для себя права на посещение и отправление религиозного культа внутри пенитенциарной системы тогда еще коммунистической страны — не нонсенс ли?

Всего с 1989 по 2007 год число приходов в стране увеличилось почти втрое; почти вчетверо увеличилось число священников и в 20 (!) раз выросло число монастырей. Ключевым в возрождении церкви стало решение о восстановлении храма Христа Спасителя в центре Москвы, которое, конечно, не было бы возможно без поддержи тогдашнего мэра столицы и президента России. Для страшных 1990-х это все равно было настоящим чудом, ведь мало кто думал в те годы, что получится собрать такие огромные пожертвования.

3. «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь...»

Воссоздав нормальную церковную жизнь внутри России и в сопредельных православных республиках, РПЦ устремила свои взоры на преодоление давно мучивших церковь расколов. В начале 2000-х годов при поддержке Владимира Путина была реализована целая программа по воссоединению РПЦЗ и РПЦ, кульминацией которой в 2007 году стало торжественное событие: подписание Акта о каноническом общении двух церквей в храме Христа Спасителя.

2. «Все святые, в земле Российской просиявшие»

Как говорил товарищ Сталин, всё решают кадры. Если бы не ряд выдающихся проповедников и святителей, которые жили в конце 1980-х, маловероятно, что современные храмы были бы наполнены верующими. Фигуры отца Александра Меня, отца Иоанна Крестьянкина, самого патриарха Алексия II внушали людям доверие, а жар их проповеди доходил до самого сердца.

Кроме того, невозможно забыть ту миротворческую деятельность, которою проводил Святейший в 1993 году в октябре и во время чеченской эпопеи. Невозможно не принимать во внимание тот факт, что даже сейчас, подвергаясь зачастую справедливой критике, РПЦ проводит широчайшую социальную политику на всем постсоветском пространстве, начиная от реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией и заканчивая проблемой детей-сирот.

1. «Богу Богово, а кесарю кесарево»

Православие всегда имело особые отношения с государственной властью — ещё во времена византийских императоров было выработано знаменитое правило «симфонии двух властей»: силы могут конструктивно сотрудничать, если преследуют общие цели. Именно по вопросу этих самых общих целей и разгорается сегодня, по сути, вся шумиха вокруг церкви, так как одна часть российского общества убеждена, что цели эти сугубо мирские: обогащение, обогащение, и еще раз обогащение. Другая часть общества считает, что череда громких скандалов вокруг РПЦ — это «происки империалистов», наймитов Госдепа и прочих либералов.

Как это чаше всего и бывает, истина в этом вопросе лежит где-то посередине: у церкви просто нет другого выхода, кроме адекватного сотрудничества с современной властью, ведь в противном случае ее ожидают неминуемые преследования. А взвалить на себя весь груз социальных вопросов, которые «свалятся» с гонимой церкви, другие общественные организации попросту не смогут или не захотят.

Читайте также:

Святой водой - по гололёду и бездорожью?

Почему Папа римский Франциск свободнее патриарха Кирилла

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания