Челябинская школа оказалась в центре "православного" скандала

В Челябинской области педагог, перепутав светскую школу с приходской, решила сделать обязательными «Основы православной культуры». Поскольку педагог оказалась директором школы, уроки православия на несколько лет закрепились в расписании – пока не нашлись родители, не побоявшиеся открыто возмутиться

В Челябинской области педагог, перепутав светскую школу с приходской, решила сделать обязательными «Основы православной культуры». Поскольку педагог оказалась директором школы, уроки православия на несколько лет закрепились в расписании – пока не нашлись родители, не побоявшиеся открыто возмутиться. 

Кресты на детских рисунках

Поселок Мелентьевка – окраина Миасса. Не слишком благополучная: под ногами грязная жижа, по улицам бродят бездомные собаки. Школа №15 стоит на высоком пригорке, где, по рассказам местных жителей, когда-то собирались строить церковь, но выстроили храм науки. Месяц назад в школьном фойе висели иконы, на которые крестилась директор Елена Чешуина, а сегодня на этом месте стенд с Государственными флагом и гимном Российской Федерации. «Смена караула» произошла после того, как происходящее в школе получило огласку.

На самом деле все началось почти семь лет назад, когда директор Елена Чешуина, как говорят в Мелентьевке, «ударилась в православие». Случилось это, по словам местных жителей, довольно внезапно – они предполагают, что так на женщину повлияло рождение второго ребенка. Странно вообще-то. Ну и молилась бы на него, на ребенка то есть...

В школьном расписании тогда появился факультатив «Основы православной культуры». Раз факультатив, значит, предмет необязательный. Но в расписании уроков это занятие ставили не первым или последним, а между основными дисциплинами, потому детям приходилось его посещать.

Каждый год родители первоклассников поднимали бунт, но сдавались. Так было до позапрошлого года, пока в подготовительный класс не пришли дети Ольги Матвеевой и Жанны Кунгурцевой.

– Я решила сходить на отчетный концерт, узнать о нашей будущей школе, – вспоминает Матвеева. – Захожу в фойе и вижу кругом детские рисунки с крестами, куполами и ангелами. Прохожу в концертный зал, а там – иконы, и дети поют о Боге. У меня слезы на глаза навернулись. Я понадеялась, что это случайность.

Оказалось, случайности нет. Потом был еще один концерт – те же иконы, те же песни. Перед началом учебного года Чешуина поставила родителей «подготовишек» перед фактом: дети с первого класса должны посещать факультатив по «Основам православной культуры», точнее – обязаны, если выбрали эту школу.

– А если мы, родители, не согласны, – рассказывает Жанна Кунгурцева, – это отразится на наших детях и их успеваемости.

Несогласные мамы оказались не слишком пугливыми и написали жалобу, причем сразу Путину, чтобы не тратить время на походы по городским чиновникам. Директор неожиданно пошла на попятную. Правда, факультатив был отменен только для первоклассников. Иконы в школе так и остались, песни на религиозную тематику – тоже.

Понимая, что это не решение проблемы и детям все же придется изучать православную культуру во втором, третьем, пятом, восьмом классах, мамы пошли в суд. Кунгурцеву и Матвееву поддержали еще две родительницы, которые потребовали, чтобы посещение факультатива администрация школы сделала полностью добровольным и предложила альтернативу – например лепку или рисование.

«У тебя бес в глазах» 

С тех пор как история с иконами и уроками православия попала в СМИ, Ольга Матвеева в школу не заходит. Дочку Настю встречает у дверей.

– Я православная, но верить можно по-разному, – говорит Ольга. – Кураев пишет, что Бог – как поцелуй мамы. А Чешуина постоянно говорит, что на земле плохо, хорошо только на небе. Она учит наших детей быть покорными, просить у Бога милостыню. А я просто хочу, чтобы мой ребенок получал достойное образование.

Такое образование, считают мамы, не может дать церковно-приходская школа, в которую директор, по их мнению, превратила школу государственную. Родители рассказывают, что ее постоянно посещают батюшки, у которых педагоги, а порой и дети целуют руки. У школы есть свой духовный наставник – отец Владимир из села Сыростан. Год назад уроки православия вела выпускница духовной семинарии, которая не имеет педагогического образования.

– Как-то мальчику, который бежал по коридору, учительница сказала: «У тебя бес в глазах», – возмущается Жанна Кунгурцева.

Об этом, и о целовании рук женщины знают от других родителей, но 1 сентября они собственными глазами видели, как к школе подвезли передвижную колокольню – начало учебного года дети встретили под колокольный перезвон.

– Нас пригласили в школу – мы пришли, – пожимает плечами отец Дмитрий, который служит в храме Богоявления. – А целование рук никто не запрещал. Только что вахтерша просила у меня благословения. Мне что, нужно было пройти мимо?

В целовании рук у священника нет ничего плохого, если речь идет о храме или о рабочем кабинете директора. Но не о школьном фойе, где видят родители и ученики. Кстати, в школе учатся и мусульмане – они тоже посещали уроки православия.

Елена Чешуина, впрочем, уверяет, что в образовательном учреждении все согласно стандартам. Пару недель назад она, прихватив с собой ведомости и печати, ушла на больничный, в школе она не появляется и интервью не дает, но для «Собеседника» сделала исключение. При виде директора стайка девочек с блаженными улыбками на лицах бросается к ней обниматься.

– Ну разве можно такие отношения сыграть?! – нараспев обращается ко мне Чешуина, положив руку на плечо. После «Оленьки», «голубушки» и «лапушки» я чувствую, что подверглась бомбардировке любовью. – Православие ни при чем, на меня и в суд подали, потому что хотят убрать. Школа – это избирательный участок, а я человек принципиальный.

Девочки не отступают от директора ни на шаг. У всех на шеях крестики. Говорят, Чешуина сама крестила детей из малообеспеченных семей. Родители не возражали. Смолчали многие и когда в школе провели анкетирование на предмет того, кто из детей крещен, а кто нет.

Сугубо личный конфликт 

Учителя школы №15 не только не понимают сути проблемы, но и оправдывают начальницу: подумаешь, увлекалась. Чешуина пришла в школу десять лет назад, когда крыша проваливалась, а классы промерзали. Сделала капитальный ремонт, провела газ, установила пластиковые окна... В управлении образования администрации Миасса согласны, что Чешуина – хороший хозяйственник, и тоже не видят в происходящем в школе ничего такого. Ну разве что директор чуть перегнула палку...

– Елена Анатольевна излишне религиозна, это сыграло с ней злую шутку, – вздыхает начальник управления Ирина Невраева. – Конфликт носит сугубо личный характер. Я не знаю никого, кроме этих мам, кто против факультатива. Мы проводили общее родительское собрание: 86 процентов родителей выступают за «Основы православной культуры».

«Несогласные» мамы верят не в статистику, а в коллективное бессознательное: не возражают, потому что боятся. Оксана Шик идти против ветра тоже не стала. Про ее ребенка учитель информатики, а по совместительству дочь директора, сказала, что у него черная душа.

– Меня предупредили: буду возмущаться, сын школу не закончит. А потом, на борьбу нужны время и нервы.

У четырех мам они нашлись, они дошли до суда. Судебное решение еще не вынесено, но уже на первом заседании представители управления образования пообещали, что факультатив отныне действительно будет факультативом, у детей появится право выбора, а директора уволят, как только выйдет из отпуска. Не потому, что зашла слишком далеко, а лишь потому, что скандал вылился наружу.

P.S. На днях директор средней школы№15 г. Миасса Елена Чешуина объявила голодовку в знак того, что она не согласна с увольнением, и заперлась в своем бывшем кабинете. Чешуина по-прежнему считает, что она не совершила ничего противозаконного и насаждением «Основ православной культуры» в рамках школьного курса не занималась. Главное требование голодающего экс-руководителя – восстановление в должности.

– Не знаем чего этим добивается директор, но обстановка в школе в последние дни была крайне напряженная, – рассказала Жанна Кунгурцева, одна из возмущенных родительниц. – Чешуина поселилась в своем кабинете, иногда заходила в классы, вроде бы просила у детей прощения и говорила, что такого больше не будет.Некоторые родители из-за этого даже перестали водить детей в школу.

На время майских праздников Елена Чешуина взяла тайм-аут и прекратила голодовку. Она уверена, что за неделю публичного голодания привлекла к себе внимание: на сторону Чешуиной встали представили Челябинской епархии, в школу выезжал региональный уполномоченный по правам человека. Между тем, о реакции управлении образования, которое уволило Чешуина после федерального скандала, ничего не известно.

Вместе с тем, родители, которые подавали иск против администрации школы, отозвали заявление. Чиновники полностью удовлетворили их требования до окончания процесса, в школе уже появился альтернативный факультативный курс «Гармония», дети получили возможность выбирать, что изучать в свободное время: пение, хореографию или рисование.

Мнение

Подход должен быть добровольный

Протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади:

– Это не вопрос веры, а вопрос дисциплины в системе образования. Я мало встречал директоров школ, которые честно вводят в школе тот модуль из курса «Основы религиозных культур и светской этики», который выбрали родители. Я за то, чтобы курс преподавался с 1-го по 11-й класс. Если дети вырастут без основ нравственности, они выкинут своих родителей на помойку. Но подход должен быть по-настоящему добровольный.

Читайте также:

Школьный интим - непобедим?

Владимир Путин выбрал сторону в скандале с введением хиджабов в школах

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика