Почему Папа римский Франциск свободнее патриарха Кирилла
Новый Папа римский официально вступил в должность и теперь абсолютно свободен в проведении тех реформ, которые считает необходимыми. Чему может поучиться у Франциска патриарх Кирилл?
Новый Папа римский официально вступил в должность и теперь абсолютно свободен в проведении тех реформ, которые считает необходимыми. Чему может поучиться у Франциска патриарх Кирилл?
В силу того, что многие верующие ранимы вплоть до полной неадекватности, следует потратить немного времени и места на разного рода оговорки. Автор этого текста не является ни католиком, ни православным, ни воцерковлённым, ни верующим, а потому ни в коей мере не претендует на то, чтобы указывать какой бы то ни было церкви, как ей следует развиватьсяи вести свои (подчеркнём: свои) дела.
Однако всё же заметим вот что: и православная, и католическая церковь претендуют на роль выразителя мнения довольно значительной части общества. Обе настаивают на своём праве говорить от их имени и представлять их интересы в общественной дискуссии. Повестка же дня этой самой дискуссии формируется — по крайней мере, в идеале — не чаянием её участников осуществить тот или иной утопический проект, а самой жизнью.
Говоря проще, в жизни хватает проблем, требующих безотлагательного решения, и за пределами круга интересов религиозных или светских групп влияния — я говорю о набивших уже оскомину частных вопросах вроде преподавания основ религии в школах и разрешения однополых браков, исследований стволовых клеток или запрещения абортов.
Невозможно отрицать, что одной из основных проблем России продолжает оставаться социальное неравенство. Несмотря на определённые успехи в повышении уровня жизни, обусловленные стабильно высокими ценами на нефть, разрыв между самыми богатыми и самыми бедными увеличивается. Иными словами, богатые богатеют быстрее, чем бедные.
Уже известно, что именно вопрос социальной справедливости является для новоизбранного Папы римского одним из ключевых. Что этот вопрос просто не существует для православной церкви в России, известно давно. Сентенции иерархов о необходимости более справедливого распределения материальных благ в российском обществе тонут — в возносимом ими же славословии властям, которые якобы сумели добиться повсеместного роста благосостояния паствы, о чём та якобы неустанно рапортует во время пастырских поездок.
Впрочем, британская газета «The Guardian» ещё до того, как из трубы над Сикстинской капеллой пошёл белый дым, возвещая избрание нового понтифика, писала, что в случае избрания для Хорхе Марио Бергольо (отныне и до конца жизни известного всему миру как Папа римский Франциск) приоритетом станет реформирование Римской курии — если позволите, папского «аппарата правительства».
Безусловно, католической церкви, которую в последние десятилетия постоянно сотрясают скандалы такая реформа необходима. Предыдущий Папа римский, Бенедикт XVI, открыто признавал священников-педофилов главной головной болью Ватикана (об этом его заявлении «Собеседник.Ру» развёрнуто сообщал в этой статье), а один из последних скандалов, связанный с попытками утаить очередные случаи сексуального насилия священников, говорят, привёл его к мысли об отставке (подробнее о скандале и последующем уходе Бенедикта XVI со своего поста — здесь).
Однако зададим себе вопрос: не назрела ли подобная реформа и в православной церкви, представители которой так же регулярно фигурируют в России в сводках криминальных новостей? Взять хотя бы последний случай с загадочной пропажей более чем двух десятков видеозаписей, зафиксировавших ДТП, в котором обвинялся священник (детали неожиданной пропажи вещественных доказательств можно узнать здесь).
Однако симбиоз российской власти и Русской православной церкви нерушим, и участившиеся в последнее время атаки радикалов только сильнее сплачивают их союз. Надеяться на то, что какие бы то ни было события, происходящие в мире «внешнем», мире паствы, подвигнут церковь к изменениям, глупо: её взаимоотношения с властью столь гармоничны, что не требуют существования верующих. Это власти нужна церковь — нужна как ещё один инструмент контроля, индоктринации, успокоения паствы.
Проблема заключается лишь в том, что, симбиоз, как известно, бывает факультативный и облигатный, и в последнем случае союз связуемых становится настолько органичным, что друг без друга его участники существовать просто не могут. В истории России уже был пример такой гибели церкви «за компанию» с государством — 1917 год, и о возможности подобного развития событий в случае социального взрыва всё чаще говорят некоторые священнослужители. Однако все события последнего времени указывают на то, что единственные религиозные реформы, которые мы застанем на своём веку — это реформы Папы римского Франциска.
Смотртите фотогалереи:
Папа римский Бенедикт XVI ушёл в отставку [ФОТО]
Избрание кардинала из Аргентины Хорхе Марио Бергольо новым Папой римским Франциском I [ФОТО]
Читайте также:
Российские католики ещё не приняли нового Папу римского
Тайны биографии нового Папы римского Франциска – Хорхе Марио Бергольо