Эдгард Запашный: Пришел, увидел, обалдел!
Сразу после вступления в должность знаменитый дрессировщик был не похож на себя. Смущенно поправлял непривычный галстук и вскидывал брови, слыша обращение по имени-отчеству. Мы поздравили Эдгарда Вальтеровича с назначением и разузнали, зачем понадобилась смена руководства цирка
Сразу после вступления в должность знаменитый дрессировщик был не похож на себя. Смущенно поправлял непривычный галстук и вскидывал брови, слыша обращение по имени-отчеству. «Собеседник» поздравил Эдгарда Вальтеровича с назначением и разузнал, зачем понадобилась смена руководства крупнейшего в мире цирка и рады ли такому повороту его артисты.
Назначение – благодарность от Путина?
Чехарда в руководстве Большого московского цирка началась 2 года назад. Народного артиста России Леонида Костюка, управлявшего цирком больше 20 лет, попросили уйти. Замминистра Григорий Ивлиев в общих чертах описал суть претензий: «Необходимо поправить критическую ситуацию с содержанием циркового хозяйства и оплатой труда цирковых работников».
Между Костюком и Запашным было еще два директора. Первый, выписанный из Екатеринбурга, вылетел со свистом – московские артисты встали против него на дыбы. Тогда им дали Фарзану Халилову. Циркачи хоть и подозревали связь (по меньшей мере событийную) между повышением бывшего директора Тюменского цирка и приходом Собянина годом ранее на пост столичного мэра, фокус этот простили. Погоды Халилова не сделала, так что жизнь протекала пусть и несладко, но в привычном костюковском ключе. Пока Минкульт не выбрал Запашного. Кстати, госпожа Халилова в обиде не осталась: ее сделали главой компании «Росгосцирк».
Удивляясь неожиданному витку карьеры Эдгарда, многие говорили, что директорское кресло – благодарность Путина за поддержку на президентских выборах (Запашный был его доверенным лицом). Дрессировщик парировал: мол, они с братом открыто симпатизируют «Единой России» уже 5 лет, поэтому если это и благодарность, то запоздалая. Артистов же больше волнует, что он теперь будет делать. Слухи о том, будто братья-дрессировщики в первый же день выгонят всю труппу и будут выступать одни, дошли даже до местного жирафа. «Это ваш цирк, – понимая беспокойство, сразу заверил труппу Эдгард. – Таковым он и останется».
Проверю всё – от подвала до купола
Послушать программу Запашного собрался «полный стадион» – клоуны, акробаты, бухгалтерия, представители транспортного цеха забили две громадные трибуны под завязку.
Жалобы и предложения сыпались на Запашного со всех сторон. Монтеры сцены просили сменный комплект костюма и хорошую обувь. Ответственные за световые эффекты посетовали, что техника находится в плачевном состоянии. На фасад цирка без слез не взглянешь. Новый директор обещал помочь, но попросил время. Он действительно знает далеко не все, и мы наблюдали, как Эдгард делает все новые неприятные открытия.
– Сам лично пройду по всему цирку – от подвала до купола. – Тут Запашный перешел на начальственный тон. – Мне только что подали заявку на новогоднюю «Сказку», где указываются 8 микрофонов. Те, что купили в прошлом году, якобы вышли из строя. А у каждого микрофона, между прочим, есть гарантия на несколько лет.
Леонида Костюка, подавшего заявление об уходе с поста худрука всего несколько дней назад, в зале не было.
– Искренне не понимаю, почему Леонид Леонидович так не хотел, чтобы последние 7 лет я и мой брат пересекали порог этого цирка, – недоумевал Эдгард. – Я его неприязнь всегда чувствовал, а сейчас это обострилось. Думал, он найдет в себе силы и хотя бы сегодня придет…
Зато вместо Костюка была его дочь Дарья, пока еще главный режиссер. Запашный заявил, что собирается освободить ее от этой должности и что монархия в цирке кончилась. Хотя тут Эдгард и сам не без греха. Брату Аскольду он предложил стать худруком, а маме – своим первым замом.
– Татьяна Васильевна строгая, справедливая, человечная, – упредил вопросы Эдгард. – Мне не надо говорить, что раз это моя мама, поэтому я ее и позвал. Она продюсер нашего коллектива, умеет работать и будет делать все, чтобы цирк тоже работал. Я хочу доверять своей команде.
Догнать и перегнать «Дю Солей»
Последний и самый важный для артистов вопрос – о зарплатах – поднял клоун Владимир Стариков.
– Я не знаю ваших ставок, – честно ответил Эдгард. – Но серые схемы в цирке закончились. Я знаю: здесь есть приближенные, которые, чуть поработав, становились профессионалами по зарплатным показателям. И есть незамеченные люди, которые тихо пашут всю жизнь. Я за справедливость и буду стараться, чтобы труд артистов высокого уровня, каким являетесь вы, Владимир Федорович, достойно оплачивался.
Стариков – легенда Большого московского цирка. Но они с партнером Михаилом Котовым уже 5 лет, как не выходят к его зрителям (ездят на бесконечные гастроли по провинции).
– Я начинал у Карандаша, – рассказал нам Стариков. – На всю жизнь запомнил его фразу: «Вот какой ты артист, мальчик, мы посмотрим у кассы». Получая последние годы зарплату (25–28 тысяч в месяц), каждый раз думал: «Какой же ты плохой...» А как я могу быть плохим артистом, если внесен в английское издание книги «Выдающиеся клоуны ХХ столетия»?
Похожую историю поведала и артистка Ирина Левицкая. Она единственная в стране, кто выступает на арене с дрессированными козами, но последние 11 лет на Вернадского только репетирует.
– Здесь клан, – заявила она. – На манеже седьмой сезон работают одни и те же артисты. Надеюсь, с приходом Гарика (так по-свойски она называет Эдгарда. – Авт.) цирк наконец вздохнет. Беда в том, что за 20 лет не создано ни одного имени, мы теряем бренд. Хотя коллектив у нас лучший в стране. Можно сделать программу не хуже, чем в «Дю Солей», только еще и с животными.
«Мамины родные детки, сына красивая моя!» – Беленький козлик, услышав голос Левицкой, поднимается на задние ноги и тянется мордой к ее губам. В загоне идеальная чистота. «Не все так плохо в цирке на Вернадского», – говорю я. Левицкая хватается за мысль, чтобы успеть отдать дань прежнему директору.
– Этот цирк – детище Костюка. Он собрал нас здесь, с ним мы выросли. Обидно, что в какой-то момент он поддался влиянию... Хотя мне, как и многим, вставляли палки в колеса, зла на Костюка не держу. Я бы хотела, чтобы Эдгард вышел на Леонида Леонидовича. Мы, артисты, благодарны ему и хотим проводить его достойно.
Ты – мне, я – тебе
Запашный не единственное доверенное лицо Путина, в жизни которого после выборов случились приятные перемены.
Владимир Мединский был назначен на пост министра культуры.
Надежда Бабкина получила в октябре очередной кредит на завершение строительства театра «Русская песня».
Федор Бондарчук был недавно назначен председателем совета директоров студии «Ленфильм», в которую вот-вот польются денежки. Режиссеру Госбанк выделил 20 млн долларов на съемки масштабного фильма «Сталинград». А другой банк решением наблюдательного совета, где председательствовал Путин, отстегнул 2,5 млрд рублей на развитие проекта Федора по строительству сети кинотеатров «КиноСити».
Валерий Гергиев готовится к открытию второй сцены Мариинского театра. Стоимость работ выросла в несколько раз. Деньги берут из бюджета и подконтрольных государству банков.
Валерий Газзаев как президент футбольного клуба «Алания», похоже, получил из госбюджета все необходимые средства и планирует начать строительство нового стадиона.
Никите Михалкову выделили очередные миллионы от Фонда поддержки кино. Но самый жирный кусок – скандальный «налог на болванки», который собирает возглавляемый Михалковым Российский союз правообладателей.
Фото Андрея Струнина
Читайте также