19.08.2012

19 августа - Преображение Господне

Преображение Господне – это описанное в Евангелиях таинственное явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками

Преображение Господне – это описанное в Евангелиях таинственное явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – во время молитвы на горе Фавор в Галилее.

В Православной церкви

Праздник принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, а также поется канон, в котором подчеркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник – белый, символизирующий божественный фаворский свет. Приходится на Успенский пост. Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства.

В народной традиции

В русской народной традиции Преображение называется Вторым спасом, или Яблочным спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет – яблоки, после чего разрешается употреблять эти фрукты в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословленной Им природы.
 

По обычаю

До Яблочного спаса народными приметами запрещалось есть яблоки и вообще любые плоды, кроме огурцов. В этот день созревшие фрукты и овощи приносили в церковь на освящение, и только потом их можно было вкушать. Яблоки, освященные в Преображение, считались особенными: молодежь, проглатывая первый откушенный кусок, загадывала желание – считалось, что оно обязательно сбудется. Спасовскими яблоками в Преображение обязательно угощали нищих и больных.

В этот же день начиналось и массовое употребление гороха. В некоторых местностях даже специально устраивался Горохов день, в ходе которого крестьяне в праздничной одежде выходили в поле, угощали друг друга горохом и пели соответствующие песни.

С Преображения начиналась жатва ярового хлеба и средний посев озимой ржи. К Яблочному спасу приурочивались ярмарки и народные гулянья.

 Медовый и ореховый

В Русской православной церкви есть практика освящать разные плоды 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (по-народному Медовый спас). В этот день также освящали мед и святили колодцы. А 29 августа, в праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (Ореховый, или третий, спас) приносили в церковь орехи. В этот же день пекли пироги из муки нового урожая – отсюда и еще одно название – Хлебный спас.

Молитва Преображению Господню

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика