Сам построил 100-метровый мост

В вологодской деревне Непотягово любой житель подскажет, как добраться до дома Николая Соколова. Ведь 52-летний военный пенсионер, бывший спецназовец, сделал для земляков невозможное

В вологодской деревне Непотягово любой житель подскажет, как добраться до дома Николая Соколова. Ведь 52-летний военный пенсионер, бывший спецназовец, сделал для земляков невозможное: за полгода он решил главную проблему деревни – построил без специальной строительной техники стометровый мост через местную реку Шограш.

Где взять 600 тысяч?

История переправы уходит в семидесятые годы, когда вологодскую деревню Непотягово решили превратить в поселок городского типа – возвели для жителей двухэтажные кирпичные дома с благоустроенными квартирами. А в другой части деревни выделили участки под дачи. Правда, воду для поливки приходилось таскать издалека, поэтому на речке Шограш и соорудили искусственную запруду. Вода разлилась и разделила Непотягово на две части: городскую и дачную. Чтобы обойти запруду, надо сделать крюк в три километра, и поэтому на воду спустили мостки, сколоченные из досок. Но за долгие годы латаные-перелатаные мостки пришли в негодность.

– Народу на них поскользнулось и в воду попадало – ужас! – вспоминает коренной житель Леонид Мещанский, который сам однажды вытащил из воды потерпевшую. – В основном бабки падали да пьяницы – не могли равновесие удержать. Хорошо, что никто не утонул – глубина-то там под четыре метра.

Жители обращались в администрацию Спасского сельского поселения с просьбой построить мост, но дело мертво уперлось в финансы. В состав поселения входят 83 села и деревни с общим годовым бюджетом 17 миллионов рублей. За мост в Непотягово подрядчики запросили 500–600 тысяч рублей, и чиновники вынуждены были отказаться – дорого.

Сваи забивал через лунки во льду

Построить мост над запрудой Николая Соколова попросила перед смертью его старенькая мама. «Сделай, сынок, для людей доброе дело. Ведь никто, кроме тебя, за это не возьмется», – сказала она. Николай и согласился, тем более что руки у него золотые. В Непотягово, если надо забор поднять или качели починить, идут именно к Соколову.

– Маму в Непотягово все любили, – говорит Николай Александрович, и в его глазах неожиданно появляются слезы. – Да и свою деревню на город я ни за что не променяю.

К строительству стратегически важного объекта Соколов подошел основательно. Поскольку никакой мало-мальски серьезной техники у Николая Александровича не было, он решил возводить мост со льда. Как раз Спасскому сельскому поселению перепал миллион на благоустройство, и глава Ирина Тарабухина выделила Соколову 50 тысяч рублей на стройматериалы. Помогала она ему деньгами и потом. Первого транша Николаю хватило на покупку металлических листов, из которых он сварил полые сваи. В ноябре прошлого года, как только вода в запруде замерзла, Соколов протянул с одного берега на другой веревку и через каждые шесть метров сделал на льду метки.

– Потом я ломом проткнул на засечках лед, поставил сваи и вогнал их на несколько метров в дно, – посвящает он меня в тонкости доморощенного мостостроения.

Сваи мастер забивал с помощью сваебойки. Основу инструмента составляет двухметровая конструкция из досок, на ней крепится 50-килограммовая гиря, которая поднимается на веревке, а затем с высоты падает на железную сваю. Зимой мост простоял «замороженным», а в апреле Соколов соорудил плот из пенопласта и продолжил начатое. В одиночку закреплял между сваями перемычки, клал деревянный настил. Некоторые деревенские обещали Николаю Александровичу помочь, но слово сдержал только его 28-летний сын Евгений, сотрудник МЧС.

7 мая Соколов еще прибивал последние доски, а у моста уже собралась толпа. Земляки готовы были расцеловать Николая Александровича, да и до сих пор старушки при встрече кланяются ему в пояс, а мужики протягивают руку и предлагают налить. От вопроса «Почему же не помогли своему герою?» деревенские уходят: «Он мастер, ему видней».

– Да я не в обиде, – улыбается в усы Соколов. – Я всегда на себя рассчитываю. Помогут – хорошо, а не помогут – сам справлюсь.

Мост, который на открытии предложили назвать Николаевским, теперь главная достопримечательность в Непотягово.

Местные жители по нему прогуливаются, кормят уток, которые поселились на ненужных уже мостках, любуются видами, облокотившись на перила. Когда непотяговцы возвращаются со своих «шести соток», прежде чем ступить на мост, они моют в воде грязную обувь: «Мост же чистый».

Добрый пример тоже заразителен

Строительство моста поселению обошлось всего в 200 тысяч рублей, благодаря Соколову администрация сэкономила по меньшей мере 400 тысяч. Но не это главное.

– Сейчас в селах взаимовыручки нет, а у нас люди смотрят на Николая Александровича и сами делают что-то полезное для всех: убираются на улице, бурьян косят вокруг деревни, детский городок строят, – хвастает глава поселения Ирина Тарабухина.

Но больше всех удивляет Соколов. Шесть лет назад он облагородил территорию вокруг лесного родника, рядом поставил часовню Николая Чудотворца, пригласил батюшку для освящения этого места.

– Меня ведь сюда еще отец приводил, – вспоминает Николай Александрович свое детство. – Мы с ним тогда вокруг ключика деревянный сруб поставили…

Вот взрослый Николай и решил вдохнуть жизнь в это удивительное место: сколотил заграждения для омовений, посадил еловую аллею, на поляне поставил стол с лавками и навесом, принес из дома два самовара, соорудил деревянный туалет и даже провел электричество. Теперь к источнику приезжают паломники из Вологды, Архангельска и Москвы. В выходные сюда заглядывает до двухсот человек, многие знают Николая Александровича в лицо. Соколов и сам постоянно наведывается к часовне, лес вокруг он взял в аренду и платит за него 7 тысяч рублей в год. Создавая другим условия для отдыха, сам никакой прибыли не получает. «Как же я с людей деньги буду брать?» – недоумевает он.

– В самом начале, когда мы на источник приезжали убираться, выносили из леса груды мусора: чего только там не валялось! – вспоминает жена Раиса Николаевна, которая стала его верной помощницей. – Мы писали объявления, разговаривали с отдыхающими, и теперь, не поверите, там ни одной бумажки – все сами за собой прибирают.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика