Внук Иосифа Сталина: Часто хочется крикнуть "Сталина на вас нет!"

Иосиф Сталин слыл большим ценителем женской красоты. Собиратели слухов рассказывали, что в каждом городе, где бывал Иосиф Виссарионович, после его отъезда оставались одна-две беременные от него женщины

В апреле 2012 года исполнилось 90 лет со дня прихода к власти Сталина – он занял пост первого секретаря ЦК ВКП(б).

«Отец народов» слыл большим ценителем женской красоты. Собиратели слухов рассказывали, что в каждом городе, где бывал Иосиф Виссарионович, после его отъезда оставались одна-две беременные от него женщины. Что конечно же было значительным преувеличением любовных подвигов уроженца солнечной Грузии.

Однако внебрачный сын у Сталина был. В городе Сольвычегодске Архангельской области, где молодой тогда Иосиф отбывал ссылку, у него случилась романтическая история с хозяйкой дома, где он снимал комнату, Марией Прокофьевной Кузаковой. Мария Прокофьевна была вдовой, одна воспитывала троих детей. Было ей около 30 лет, хороша собой. От молодого революционера она родила сына Константина.

О том, что родила от революционера, знал весь город

На сольвычегодской подруге Иосиф Виссарионович так и не женился, его закрутил вихрь революции. Мария Прокофьевна записала сына Степановичем, по отчеству умершего мужа.

– Супруг Марии Прокофьевны умер в 1906 году, а мой отец родился в 1908, через два года. О том, что Мария Прокофьевна родила от постояльца, знал весь город, – рассказал нам «внебрачный внук» Сталина, Владимир Константинович Кузаков. (Самого Константина Степановича, сына Сталина, уже нет в живых.)

Владимир Константинович – ученый, трудится в Институте истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН. Человек интеллигентный и спокойный. Даже не подумаешь, что его дед был горячих кровей. Но видимо, Владимир пошел в бабушку – жители Севера, в том числе Архангельской области, отличаются крайней невозмутимостью.

– Я не всегда так спокоен, – заметил наш собеседник по ходу разговора. – Когда вижу несправедливость, выхожу из себя.  Бабушку я видел всего один раз, перед Великой Отечественной войной. К тому времени она переехала в Ленинград. Помню, меня привезли к ней и она угощала меня домашним сахаром, который сама варила. В начале войны бабушка наотрез отказалась эвакуироваться из Ленинграда и во время блокады там умерла. Где находится ее могила, мы, к сожалению, не смогли узнать. Несколько лет назад я услышал от знакомой, что Эдвард Радзинский готовит книгу, где написано в том числе и о бабушке. Мне удалось прочесть рукопись до того, как книга вышла в печать. От прочитанного я испытал ужас. Например, там говорилось, что по дому Кузаковой в Сольвычегодске бегали дети, похожие на живших в доме ссыльных. И еще было написано: Сталин забрал Марию Прокофьевну в Москву, поселил в правительственном доме, где она жила до самой смерти. Я потребовал убрать ложь, иначе обещал подать в суд. Отдельные, самые щекотливые моменты Радзинский из книги убрал.

«В день смерти деда меня чуть не затоптали»

Папа Владимира Константиновича в зрелом возрасте был большим человеком – первым заместителем председателя Гостелерадио. С легкой руки Константина Степановича на советском телевидении появились такие популярные и любимые народом программы, как «В мире животных», обожаемый советскими зрителями «Кабачок «13 стульев», телефильм «Следствие ведут знатоки»…

– Наверное, в детстве ваш папа рассказывал о знаменитом родственнике?

– Никогда не рассказывал! Насколько знаю, в 1937 году отца вызвали в НКВД и потребовали дать расписку о неразглашении тайны происхождения. Только в 80-е годы, когда на Западе стали выходить книги и в них писали в том числе об отце, папа нарушил молчание и дал большое, четырехчасовое интервью ВВС.

– О Сталине говорят, что он был одинаково деспотичен и дома, и на работе. А каким был ваш папа?

– На работе он, конечно, был во всех смыслах строгим руководителем. А вот дома мама «начальствовала». Я даже не помню, чтобы отец когда-нибудь повышал голос. Мы жили в большом доме, соседи – все знаменитости: режиссер-сказочник Александр Роу, режиссер Марк Донской, Тамара Макарова и Сергей Герасимов, режиссер Александр Згуриди – с его сыном Олегом я за одной партой сидел с 1-го по 10-й класс. Помню, в 1953 году, когда умер Сталин, Тамара Макарова пришла к нам в дом и очень плакала. А мы с Олегом Згуриди (нам было по 18 лет) пошли на похороны Сталина в центр Москвы. Я тогда еще не знал, что это мой дед. Зачем пошли? Какое-то дурацкое любопытство. В толпе нас чуть не задавили, я понял, что значит словосочетание «трещат кости». Солдаты спасали людей, вытаскивая на ремнях и поднимая над этим людским морем, так и нас вытащили.

Соседи кричат: «Константиныч! Сталину привет!»

– О личности Сталина спорят много лет. Кто он – тиран или герой? Как считаете вы?

– Как историк, могу сказать: он не мог не быть тираном, не мог поступить иначе. Его поведение было продиктовано временем. Не будь Сталина, появился бы другой такой человек.

Как минимум, Сталин «откатов» не брал, особняков не строил. Умер в своей единственной шинели. Константин Степанович, его сын, тоже миллионов не заработал. Внуки и правнуки Сталина домов на Рублевке не имеют, отдыхать на Мальдивы не летают… Владимир Константинович до сих пор ездит на «Жигулях» 1974 года выпуска. Сотрудники ГАИ останавливают, просто чтобы посмотреть: «Надо же, она у вас еще бегает!»

Когда становится грустно, Владимир Константинович с женой уезжают в деревню, что в 100 км от Москвы. А весной перебираются туда совсем и живут до осени. Там у ученого совсем простой домик. Соседи – не олигархи, обычные люди.

– Некоторые соседи, завидев меня, кричат: «Константиныч! Сталину привет!» – рассказывает Владимир Константинович. – Хорошо, говорю, передам (улыбается). Люблю ходить за ягодами. На своем участке сажаю деревья. В прошлом году на грядке 8 дубков взошли. Жена ругалась: это грядка для моркови, зачем ты туда желуди посадил? Я говорю: да пусть растут, мне нравится. Можжевельник у меня на несколько метров вырос. Знакомые в гости приезжают и удивляются: можжевельник же куст, большим не вырастает, а у меня получилось. А запах от него какой! Книжку пишу по археологии «Воспоминания о будущем», книга скоро выйдет в печать.

Одно плохо, рассказал Владимир Константинович. Не так давно недалеко от их деревни нашли свежий могильник. Туда, оказалось, черные риелторы свозили немощных стариков из крупных городов – квартиры отбирали, а людей убивали. И не в лихие 90-е это происходило, а всего лишь в прошлом году. А партийные чиновники кричат, что жизнь налаживается. Так и хочется крикнуть: Сталина на вас всех нет!

Справка

Внебрачный сын Сталина, Константин Кузаков, окончил Институт философии, литературы и искусства в Ленинграде. Преподавал философию. В 1939 году его перевели в Москву, где он стал работать в Управлении агитации и пропаганды ЦК партии. В войну Кузаков в звании полковника в составе лекторской группы выезжал в воинские части, награжден орденами и медалями.

А вот в 1947 году его из партии исключили – якобы за участие в антиправительственном заговоре, его оговорил коллега. В тюрьму не отправили, но нервы помотали!

Кстати, когда после смерти Сталина к власти пришел Никита Хрущев, первым, кого он восстановил в партии и снял все обвинения, стал Кузаков. Хотя Хрущев Сталина очень не любил, но Константина Степановича ценил за его собственные немалые заслуги.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика