10.06.2012

Александр Герцен отбил жену у лучшего друга

Еще мальчишками Александр Герцен и Николай Огарев поклялись друг другу в вечной дружбе и верности идеалам справедливости. Ради верности этой клятве один из них поступился личным счастьем и простил другу то, что тот увел у него любимую женщину

Cовсем юными они начали мечтать о свободе и революции. Еще мальчишками Александр Герцен, будущий писатель, философ, и Николай Огарев, ставший поэтом и публицистом, поклялись друг другу в вечной дружбе и верности идеалам справедливости. Ради верности этой клятве один из них поступился личным счастьем и простил другу то, что тот увел у него любимую женщину.

Они познакомились еще совсем мальчишками, в гостях у общего родственника, дальнего дядюшки. Саше едва исполнилось 12, а Коля был на год старше. Их воображение тогда занимали события на Сенатской площади. Они поклялись продолжить дело декабристов. Вместе поступили в Московский университет, там же организовали студенческий революционный кружок. А в 1834 году их арестовали. Тюрьма, ссылка в Пермь, потом в Вятку. А перед отправкой в ссылку 23-летнего Сашу в тюрьме навестила матушка вместе с кузиной Наташей Захарьиной. Девушка обливалась слезами. «Не забывай сестру!» – умоляла она Александра. Наталья уже давно не чаяла души в двоюродном брате, тайно страдала, не решаясь открыться. Каждый день она писала ему письма, полные нежности и заботы. Впрочем, Саша поначалу даже не понимал, в чем дело.

В ссылку молодой революционер приехал с мешком папиных денег и модным гардеробом. Его разлучили с верным другом Николаем, но зато через несколько месяцев сюда же направили другого единомышленника – архитектора Витберга. Вдвоем стало веселее отбывать срок. Они поселились в доме купца Мамаева. Их квартира порой превращалась в холостяцкий вертеп. У них не переводилось французское игристое вино, сюда захаживали молоденькие жены местных чиновников. С одной из них, Прасковьей Медведевой, у Александра закрутился бурный роман. И тут надо же такому случиться – Параша овдовела и потребовала на ней жениться. Но вот беда – он-то ее не любил! В тайных мечтаниях ему являлась Наташенька, кузина. «Божество мое! Ангел! Каждое слово, каждую минуту вспоминаю я. Когда ж, когда ж прижму я тебя к моему сердцу?

Когда отдохну от этой бури?» – писал он девушке. Герцен изо всех сил пытался отвязаться от назойливой вдовы. Cкандала удалось избежать – его спас перевод во Владимир. Переписка с Наташей становилась все более страстной. В одном из писем он сделал любимой предложение выйти за него замуж. И однажды тайно, ночью, посетил избранницу в Москве.

Родственникам такой поворот событий по душе не пришелся. Тетка, на воспитании которой находилась Наталья, заявила, что не позволит ей выйти замуж за «каторжника». Оставалось одно – похитить невесту. Так Герцен и поступил. Наташу привезли на Рогожскую заставу, где ее ждал Александр. А вечером следующего дня священник в маленькой церквушке благословил их брак. Через полгода после обручения у них родился первенец – Сашенька. Вскоре с Герцена сняли опалу, ему позволили въезд в обе столицы. Его даже прочили в вице-губернаторы. Но это продолжалось недолго. Интерес к государственной службе у Герцена быстро пропал. Его снова уличили в вольнодумии и выслали из Питера в Москву. А тут опять дружеские попойки до утра. Однажды он согрешил с горничной Катериной. В это время Наташа была беременна в очередной раз. Александр каялся в душе и не хотел продолжать случайную связь.

Отправленная в отставку любовница назло барину призналась его жене в своем коварстве. Для Натальи это был страшный удар. Родившийся вскоре сын Иван прожил всего пять дней. Супруг как мог заглаживал грех. О расставании не могло быть и речи. Наташа умела прощать. Она родила мужу дочь Тату. Но все же их семью будто преследовал злой рок: родившаяся через год дочь Лиза умерла в младенчестве. К тому же у Наташи доктора обнаружили серьезное заболевание сердца. Семья переезжает в Европу и оседает в Швейцарии.

И тут ее ожидает серьезное испытание. В их доме появляется немецкий поэт Георг Гервег. Красавец-мужчина был женат на богатой, но весьма некрасивой особе по имени Эмма. Но к моменту знакомства с четой Герценов состояние его жены стало иссякать. А русский писатель производил впечатление весьма обеспеченного человека. В общем, Георг принялся оказывать знаки внимания Наталье и помогать ее супругу в делах. Для удобства он даже поселился с Эммой в одном доме. Георгу удалось обаять Наталью.

Увлеченный революционными идеями Герцен не понял сначала намерений Гервега. А между тем Эмма вовсю участвовала в интрижках неверного супруга – она даже передавала сопернице любовные письма и была согласна на все, лишь бы ее муж имел возможность жить на широкую ногу. Ведь Герцен оплачивал Георгу портных, приглашал ужинать в дорогих ресторанах. Да и Наталью вполне устраивала «жизнь втроем». Но Гервег стал требовать ее развода с мужем. Ведь он понимал, что благородный и богатый русский не оставит бывшую жену без средств к существованию, а значит, и его.

Наталья не решалась на этот шаг. Тогда коварный любовник принялся за шантаж, он грозился зарезаться на глазах Герцена.
Вся трагикомедия разрешилась сама собой, когда Герцен оплатил долги Гервегов и дал им денег на дорогу в Италию…

И снова посыпались удары безжалостной судьбы. На затонувшем пароходе погибли мать Герцена и его с Натальей сын – Коля. А тут еще и врачи заявили, что у Наташи совсем плохо со здоровьем. Вскоре она рожает недоношенного сына, который, не прожив суток, погибает. А через несколько месяцев умирает и сама Наталья. Заботу о своих детях она завещает Наталье Огаревой-Тучковой, супруге Николая Огарева. Женщин связывала трогательная дружба.

Огарев приезжает к другу в Лондон, куда Герцен переселился с детьми. А через год Наталья Тучкова-Огарева и Александр становятся гражданскими мужем и женой. Огарев не мешал этому скоропалительному роману. Он безропотно нес свой крест, оставаясь верным юношеской клятве. Николай даже поселился в одном доме с предавшими его женой и другом.

Наталья Алексеевна родила от Герцена дочь Лизу, а затем сыновей-близнецов. Отцом детей формально числился Огарев. Но счастливой семейной жизни у Герцена с новой женой не получилось. Она так и не смогла наладить отношения с его старшими детьми. Тяжелым ударом для супругов стала смерть близняшек. Эта трагедия не объединила их, а, наоборот, развела по разные стороны. Наталья, взяв с собой дочь Лизу, уехала из дому и путешествовала по Европе. А вот с Огаревым Герцен продолжал поддерживать теплые дружеские отношения и жить вместе неразлучно до своей смерти. Вот что он писал детям: «Во всем мире у вас нет ближе лица, как Огарев, – вы должны в нем видеть связь, семью, второго отца. Это моя первая заповедь. Где бы вы ни были, случайно, средоточие вас всех – дом Огарева…» В январе 1870 года Александр Иванович умер от воспаления легких в Париже. Николай был для его детей опорой до последних дней.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика