За чужие грехи

В Запорожской области наконец-то поймали одного из самых жестоких и хитрых маньяков, на счету которого более сотни изнасилований и убийств. За его преступления были брошены за решетку как минимум семь человек. Последний из них, отсидев 8 лет, только недавно вышел на свободу, а двое уже не выйдут никогда.

Осенью 2005-го в небольшом райцентре Пологи Запорожской области наконец-то поймали одного из самых жестоких и хитрых маньяков Сергея Ткача, на счету которого более сотни изнасилований и убийств. К тому времени за его преступления были брошены за решетку как минимум семь человек. Последний из них, отсидев 8 лет, только недавно вышел на свободу, а двое уже не выйдут никогда.

Маньяк ловил сам себя

Пологовского маньяка, как прозвали в народе Сергея Ткача, ловили 25 лет тысячи следователей СССР и Украины. Сколько злодеяний он совершил с 1980 по 2005 год, доподлинно неизвестно, но с момента задержания Ткач настрочил около 80 явок с повинной. После того как маньяку уже дали два пожизненных заключения, в суд донаправили дела еще по шести эпизодам, потянувшим на третье пожизненное. Если же вина Ткача будет доказана еще и по делам, которые расследуются сейчас, он наверняка получит четвертое…

Сам Ткач родом из Кемеровской области. Был трижды женат, обзавелся четырьмя детьми. Трудился на шахтах, на заводах, в колхозах. Работал также экспертом-криминалистом в Кемеровском райотделе, где проводил эксгумации. Как-то подделал экспертный вывод и попался на горячем. Уже тогда он мог загреметь за решетку, но отделался лишь уходом по собственному.

«Впервые я убил в 1980-м, – рассказывал Ткач. – Помню, выпил пару бутылок вина и пошел гулять. Когда мимо прошла молодая женщина, меня как переклинило. Догнал, схватил ее, потянул в кусты. Ну, потом пришлось задушить. Такое тогда испытал облегчение – даже не передать!..»

В дальнейшем он всегда выбирал в жертвы одиноких молодых женщин или детей. Душил их и оставлял в лесополосах. Следы тщательно скрывал, свидетелей тоже убивал. Потом, по его словам, приходил домой, принимал душ и обо всем забывал.

Тем временем переодетые опера сутки напролет дежурили на каждой станции и в каждом поезде, которые курсировали по Запорожской и Днепропетровской областям. Милиции помогали железнодорожники, спасатели и… сам Сергей Ткач. На бывшего мента и активного помощника подозрение, ясно, даже не падало, потому поиски маньяка долго не давали результатов.

Выследить его помогли дети. В 2005 году в Пологах он убил 9‑летнюю школьницу. Но четверо ребят, игравших с ней, заметили неизвестного и детально его описали. Ткача быстро вычислили и взяли прямо на рабочем месте. В доме, который он снимал, обнаружили рюкзак с вещами его жертв. Ткач сразу начал писать признания.

«Я не человек, я зверь, не верю ни в Бога, ни в дьявола, – нагло откровенничал маньяк. – Обо мне фильм надо снимать, как о Чикатило. Ему за это три лимона отвалили, а чем я хуже?!»

Несколько судебно-медицинских экспертиз признали Ткача абсолютно вменяемым.

«Пассивные» жертвы

Когда Ткач охотно и во всех подробностях стал живописать свои злодеяния, оказалось, что по некоторым из этих дел уже были вынесены приговоры. С учетом новых обстоятельств расследование этих случаев начали заново. Как выяснилось, за преступления Ткача правдами-неправдами осудили семь человек. Впрочем, вполне вероятно, что «пассивных» жертв маньяка было гораздо больше.

Можно сказать, что легче всех пришлось Николаю Марусенко, который был отправлен в психушку, а потом освобожден от принудительного лечения. Двое из семи осужденных так и не дожили до поимки Ткача – одного расстреляли, а другой покончил с собой, не дожидаясь суда. Это был отец трех девочек Владимир Светличный. Его обвинили в убийстве младшей дочери Ольги, которая средь бела дня отправилась на велосипеде в магазин и вдруг исчезла. Отец нашел ее задушенной в посадке, в 100 метрах от дома. Милиционеры почти месяц добывали улики, ежедневно обыскивая дом инженера-геолога. Даже буровую машину подогнали, чтоб осмотреть артезианскую скважину во дворе, но так ничего и не нашли. Тем не менее Владимира задержали и прилюдно объявили маньяком, убившим не только родную дочь, но и многих других детей. Через две недели он повесился в камере Днепропетровского СИЗО.

Самого младшего, Яшу Поповича, осудили в 14 лет, заставив признаться в изнасиловании и убийстве двоюродной сестры Яны, и посадили на 15 лет. Яков отсидел восемь, а когда вышел, сразу же устроился заготовителем леса. Через несколько месяцев у парня проявились серьезные проблемы со здоровьем: открылась язва желудка и хронический бронхит.

Четыре года и шесть месяцев отсидел Николай Демчук – за изнасилование 8-летней Илоны Космины, которое в августе 2003-го совершил Ткач. Какое-то у Коли получилось неудачное совпадение группы крови.

«Меня вызвали в милицию, и я сам приехал, – вспоминает Николай. – Там сразу сказали, что надо бы взять вину на себя. Я пошел было в отказ, тогда мне сломали ногу. В итоге получил 10 лет».

Сейчас Коля работает водителем на местном заводе «Минерал». Там же занимает пост начальника охраны некий Василий Мартощук – бывший опер Пологовского райотдела, который и выбивал признание у Демчука.

За беспредел надо бы ответить!

Замечу, что из всех пострадавших за грехи пологовского маньяка пока только один Виталий Каира смог добиться наказания людей, принудивших его сознаться в чужом преступлении.

Парень пробыл за решеткой почти пять лет за убийство юной Ольги Прищепы. И только за то, что ежедневно ходил на работу по тропинке, поодаль которой была убита девочка. «Кололи» его по известному сценарию: «Подписывай признание или сломаем все ребра!» Церемониться времени не было – тогда в Пологах едва ли не ежемесячно убивали девушек, и люди требовали покарать маньяка. Потому дело склепали быстро: впаяли парню 15 лет колонии усиленного режима. Когда Ткача задержали, он сразу сознался в убийстве Прищепы, показал, как душил ее лямками от школьного ранца. Но Виталий и после этого сидел еще три года!

– Жена меня бросила, дочь отвернулась, хату растащили. Родители на улицу боялись выйти, – вспоминает Каира. – А я никак не мог понять:  за что мне это?! Сколько раз вены порезать хотел. Только родители мне и верили, передачки возили…

Расследуя этот факт, Генпрокуратура Украины задержала трех сотрудников уголовного розыска, которые пытками выбивали у Виталия показания. Пять лет лишения свободы с испытательным сроком в три года получили экс-милиционеры Иван Ващенко, Игорь Стаценко и Николай Глеба. Никто из них, к слову, так и не признал свою вину, однако Виталия больше огорчило, что наказания избежали судья, выносивший ему приговор, а также следователь, сфабриковавший доказательства.

А совсем недавно из той же Вильнянской колонии №20, где сидели Демчук и Каира, был освобожден последний из семи «дублеров» пологовского маньяка – Максим Дмитренко, приговоренный к 13 годам тюрьмы. Говорит, у них с Виталием приговоры были слово в слово, только фамилии разные – он тоже оказался не в то время не в том месте.

По примеру Виталия Макс тоже намерен восстановить справедливость и выбить компенсацию за 8 загубленных лет своей жизни. Адвокаты уже готовят иски о возмещении морального и материального ущерба. Размер компенсации планируется в пределах 5 млн гривен, хотя Максим не особо надеется получить всю сумму – хотя бы половину или треть.

На тех же, кто заставил его отдуваться за чужие грехи, Максим зла не держит и возмездия не жаждет.

«Я не хочу никого наказывать и ломать чью-то судьбу, – говорит вчерашний зэк, – у этих людей ведь тоже есть семьи, есть дети. Я их уже простил, и все, что когда-то бурлило в душе, отлегло. Мне сейчас просто хочется начать новую и спокойную жизнь».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика