13.05.2012

Как на Руси обходились с внебрачными детьми?

К внебрачным детям на Руси всегда относились презрительно. Общество таких детей не принимало

К внебрачным детям на Руси всегда относились презрительно. Общество таких детей не принимало. Крестьянка, которая беременела вне брака либо во время отсутствия мужа, не могла оставить себе ребенка. Потому что это навлекало проблемы на нее, всю ее семью, да и самому чаду ничего хорошего не сулило, так как клеймо незаконнорожденного оставалось с ним на всю жизнь, мешая мужчинам в продвижении по службе, а женщинам – в замужестве.

Статус подкидыша был более благоприятным, поэтому женщины старались скрывать проблемную беременность, а потом подкидывали отпрысков зажиточным людям. Судьба таких детей полностью зависела от приемной семьи. Богатые и знатные дамы, забеременев от любовника, стремились уехать рожать в другие страны, чтобы избежать позора. Они пристраивали своих детей в чужие семьи с той лишь разницей с крестьянками, что могли оплачивать и отслеживать жизнь отпрысков.

Больше всего незаконнорожденных детей было в XVIII веке, когда при Петре I была создана регулярная армия. Молоденькую девушку 16–17 лет выдавали замуж за солдата, которого почти сразу забирали на службу. Выдержать многолетнее отсутствие мужчины молодой женщине было невыносимо. В связи с этим многие из них беременели и рожали, обрекая себя и ребенка на мучения. Вернувшийся муж, увидев жену с приплодом, имел полное право убить ее или покалечить. Народ еще мог подтрунивать: бьет – значит, жалеет.

Гнев супруга мог отразиться и на ребенке, поэтому солдатки предпочитали убивать малышей либо отдавать их в чужие семьи или специальные государственные госпитали для «казенных» детей. В то время начала осуществляться деятельность по призрению «государственных младенцев», были изданы указы о запрете детоубийств незаконнорожденных и их воспитании. Екатерина Великая также стремилась сократить сферу свершения детоубийств,открыв специальные приюты для подкидышей.

В Москве и других городах действовали госпитали для зазорных детей, в которых с целью снижения количества детоубийств была введена практика «тайного приноса» младенцев через окно, чтобы сохранить анонимность.

Условия в таких больницах-приютах были ужасные, там умирали до 80% малышей. Те, кому посчастливилось выжить, шли в гарнизонные школы, а потом пополняли ряды российской армии. Переполнение госпиталей безродными детьми привело к тому, что мальчиков с 10 лет стали определять в матросы или отдавали на фабрики.

В настоящее время отношение к внебрачным детям гораздо более терпимое. Но все же большинство таких ребят, особенно в сельской местности, испытывают на себе давление общества. И юридически они защищены меньше. К тому же дети редко чувствуют себя абсолютно счастливыми, не имея второго родителя.

Кстати

В разных местах незаконнорожденных детей называли по-разному, но одинаково неприязненно: в Казанской губернии – боровичок, капустничек, в Белгородской и Курской – луговой, крапивник, в Новосибирской области – подзаборник, в северных губерниях – находка. И повсеместно таких детей называли «половинкиными сынами», пауголоками, байстрюками и Богданами (от «Богом данный»).

Вера Антонова

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика