Российских моряков кинули в беде

С прошлого года в греческой тюрьме томятся российские моряки, обвиняемые в контрабанде и незаконном пересечении границы. В феврале им должны были объявить дату второго слушания дела, но пока всё глухо. Почему о них никто не вспоминает?

…С прошлого года в греческой тюрьме томятся российские моряки, обвиняемые в контрабанде и незаконном пересечении границы. Их семьи сбились с ног, пытаясь доказать невиновность своих близких. В феврале им должны были объявить дату второго слушания дела, но пока всё глухо. Почему о них никто не вспоминает?

Контрабандисты поневоле

Жительница маленького южного городка Темрюк Людмила Криволап не видела своего мужа Александра почти три года. В ноябре 2009-го он устроился старпомом капитана на корабль «Примадона» под флагом Танзании. Но уже через полгода загремел в греческую тюрьму…

В июне 2010-го, взяв груз в Турции, корабль отправился в Черногорию. Потом его переадресовали на Одессу. Когда «Примадона» проходила в нейтральных водах близ Греции, к ней вдруг подошел катер береговой охраны и приказал следовать за ним.

– Корабль подошел к рейду греческого порта Волос и оказался в территориальных водах Греции, – объясняет Людмила. – Так появилось первое обвинение – «незаконное пересечение границы».

Дальше – хуже. С другого катера на «Примадону» высадились люди с автоматами. Хотя по закону подниматься на борт без разрешения властей страны, под флагом которой работает судно, запрещено.

– Они вскрыли ящики с грузом и вытащили 10–15 коробок с сигаретами, – рассказывает Наталья, жена 47-летнего капитана «Примадоны» Валерия Погожева. – Стали рассовывать их по каютам. Моего мужа всё время отвлекали, когда он считал коробки. Надеялись, что он будет подгонять цифру под заявленную в документах и тогда лишние сигареты (которые они сами же попрятали в каютах) можно будет записать как контрабанду.

Вся команда была в шоке. По словам капитана, груз они везли легально, все документы, позже приложенные к делу, были в порядке.

– Береговая охрана подбрасывала в трюмы какой-то мусор, чтобы доказать нелегальный заход судна в Грецию, – продолжает рассказ Наталья. – Хотя корабль был зафиксирован спутниковой системой и экипаж ничего не нарушал. Но эти доказательства ни сначала, ни потом в суде никого не интересовали… Шестерым морякам объявили, что они задержаны за контрабанду сигарет в особо крупных размерах.

Позже капитан рассказывал жене, что в Греции в тот момент проходила акция «Неделя без сигарет». Моряков на берегу встречали журналисты… Валерий предполагает, что они стали жертвами пиар-акции греческих властей.

На адвоката денег нет

Трое суток экипаж (6 моряков) просидел в полицейском участке. Потом на время разбирательств их разослали в тюрьмы городов Афины, Амфисса и Лариса. Представитель консульства России появился лишь через месяц. И заявил, что денег на адвоката нет.

– Он уверял, что у наших ребят хорошие условия жизни, – говорит Людмила. – Хотя в камере в Амфиссе жили по 50 человек. Они даже спали по 2–3 человека на койке. И всюду клопы, блохи…

Работать на «Примадону» моряки набирались через новороссийскую фирму «Корвет». В компании от комментариев отказываются, но там и сначала помогать морякам никто не спешил.

– Да им бесполезно звонить, – машет рукой Наталья. – Они отвечали, что на адвоката у них денег нет. Говорили, что ищут хозяина судна, но не знают, где он. Потом еще что-то… Потом совсем пропали.

Сам корабль принадлежит греческой компании Mid-Atlantic Shipping. У нее нет даже юридического адреса – только почтовый ящик на Маршалловых островах. Адвокат, нанятый судовладельцем, занимался в основном интересами хозяина корабля и грузоотправителя.

– Компания, пытаясь уйти от ответственности, обвинила моряков в том, что они якобы без их ведома подняли контрабандный груз на борт, а затем угнали корабль, – рассказала мне инспектор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) в Новороссийске Ольга Ананьина. – И почему-то никому не пришло в голову запросить документы у грузоотправителя и грузополучателя, чтобы подтвердить невиновность экипажа…

Жёны просили юридической помощи у МИД России, но им ответили, что МИД средства на это не выделяет. Ананьина уверена, что вся эта история в очередной раз обнажила полное безразличие госструктур, призванных защищать российских граждан…

2000 евро на побег

Впрочем, пока моряки находились в тюрьме, адвокат судовладельца все-таки занимался вопросом их освобождения. В декабре 2010-го под залог 5 тысяч евро отпустили 4 моряков из тюрьмы до слушания дела. В марте 2011-го – оставшихся двоих.

– После их освобождения адвокат хозяина судна сделал заявление о том, что он больше не будет заниматься членами экипажа, – объяснил «Собеседнику» инструктор Азово-Черноморской территориальной организации Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Анатолий Зубров. – А через пару дней он предложил морякам по 2 тысячи евро каждому на нелегальный выезд из Греции. Хотя те могли быть пойманы при попытке перейти границу и за такое нарушение получить большой срок.

Четверо все же согласились. Не желая ссориться с законом, капитан Погожев и старпом Криволап от побега отказались.

– Мой муж знал, что невиновен, поэтому прятаться и бегать не желал, – объясняет Погожев­а.

Через некоторое время удалось добиться помощи от Российского профсоюза моряков и ITF в Лондоне. Наняли и нового греческого адвоката. Половину стоимости его услуг оплачивает профсоюз, половину – ITF.

С марта по ноябрь 2011 года Погожев и Криволап в ожидании суда жили в Греции на съемной квартире на деньги, которые отправляли им семьи. Еще они ловили рыбу и помогали соседям по хозяйству. Просто за еду.

2 ноября 2011-го слушание их дела все же состоялось. Моряков обвинили в контрабанде и приговорили к 6 годам тюрьмы.

– Экипаж практически назвали владельцем груза, – возмущается Людмила. – Стоимость груза – больше 2 млн евро. Откуда у простых моряков могут быть такие деньги?! Еще сказали: «Если бы ваши товарищи не убежали, мы бы вас отпустили…»

Факт незаконного захвата судна в нейтральных водах на слушании не упоминался. Ни судовладельца, ни грузоотправителя на суде не было. Никакого наказания они не понесли…

Посылки из дома запрещены

…Сейчас Погожев и Криволап сидят в тюрьме греческого города Лариса. По мере возможности звонят домой. Несколько раз они просили разрешить им принимать посылки из дома, но каждый раз им отказывали. Теплых вещей у мужчин при себе нет, они часто болеют. Недавно, в январе, сотрудник посольства РФ в Греции Денис Шевчук привез морякам по спортивному костюму и футболке. Деньги на лекарства им пересылают семьи.

– Посылаю примерно по 100 евро в месяц, – вздыхает Людмила. – Но с нашими зарплатами и это большие деньги…

Людмила с двумя детьми (3 и 14 лет) живет вместе с родителями Александра. Они пенсионеры. Узнав обо всем, отец Саши перенес микроинсульт. Теперь он живет практически только на таблетках.

…Жена Погожева, Наталья, одна воспитывает дочь. Работает уборщицей в две смены. Все деньги уходят на квартиру, ребенка и содержание мужа в тюрьме. К слову, однажды Валерий рассказал ей, что Греции изначально даже было выгодно засадить российских моряков в тюрьму: еще в 2010 году страна получала от Евросоюза на содержание каждого заключенного дотации. Сегодня в греческих тюрьмах много русских, украинцев, грузин…

Пока же семьи ждут рассмотрения апелляции, которую, как им сказали, подал их греческий адвокат. Дату второго слушания им обещали объявить в январе – феврале. Но вот уже апрель, а в деле моряков пока полное затишье…

Родина слышит, родина знает?

Это не первый случай, когда российские моряки попадают в иностранные тюрьмы, а судовладелец при этом выходит сухим из воды. Но новости в прессе об этом крайне скупы. Резонанс получают только громкие дела, да и то благодаря настойчивым родственникам. Так, в 2003 году в тюрьму в Нигерии угодил экипаж танкера «Африкан Прайд». Их обвинили в контрабанде нефти. Спустя 2 года, когда к делу подключился посол доброй воли ЮНЕСКО и оплатил услуги хорошего адвоката (миллион долларов), ребят освободили. Но у семей экипажа «Примадоны» таких денег на адвоката нет… Мама одного из членов экипажа «Африкан Прайд» Людмила Кравцова уверена, что их случай полностью идентичен с историей о «Примадоне».

Р.S. «Собеседник» отправил запрос в МИД России. Но на момент публикации материала ответа не получил.

 

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика