30.08.2011

1 сентября: школа для детей и родителей

Вот и 1 сентября! А за ним – осенне-зимний период, во время которого школьников подстерегают простуды. Как правильно поддерживать здоровье детей в это время? Слово нашему эксперту.

Вот и 1 сентября! А за ним – осенне-зимний период, во время которого школьников подстерегают простуды. Как правильно поддерживать здоровье детей в это время? Слово нашему эксперту. 

Екатерина Успенская к. м. н., врач высшей категории, педиатр Университетской детской клинической больницы 1-го ММУ им. Сеченова

Правила личной гигиены

Формируя у ребенка привычку соблюдать элементарные гигиенические правила, родители смогут защитить его от инфекционных заболеваний. Важно напоминать ему о необходимости мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета. 

Правильное питание

Следите за питанием ребенка. Не кормите его насильно, исключите перекусы. Пирожные можно заменить полезными сухофруктами. Из меню необходимо убрать чипсы, газированные напитки, соусы, полуфабрикаты, фастфуд, предпочтение отдать блюдам из отварных или запеченных продуктов. В ежедневном рационе ребенка должны присутствовать соки, сезонные овощи и фрукты. Обратите внимание на продукты, содержащие витамины А, Е, РР, F и С (тыква, красный перец, помидоры, морковь, черная смородина, шиповник, лимон, клюква) и кальций (творог, сыр, кунжут). Много полезных микроэлементов содержится в орехах, семечках и бобовых. Не забывайте о кисломолочных продуктах и растительных пробиотиках, т.е. обеспечивающих нормальную микрофлору (лук, чеснок).

Утренняя гимнастика

В младшем школьном возрасте зарядка должна стать естественной потребностью ребенка, помогая ему повысить общий тонус, избавиться от сонливости и вялости. Упражнения желательно выполнять в одно и то же время, до еды. 

Дыхательная гимнастика

Этот вид упражнений – хороший способ как для снижения частоты простудных заболеваний, так и для укрепления нервной системы ребенка и развития у него выносливости. 

Упражнение «Душистая роза»

Исходное положение стоя, внимание сосредоточено на ребрах. Ребенок должен положить ладони на ребра по обе стороны грудной клетки и представить, что нюхает душистую розу. Медленный вдох через нос – ребра грудной клетки должны раздвинуться – и выдох. Живот и плечи остаются неподвижными, двигаться должны только ребра и ладони. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторить 3–4 раза. 

Упражнение «Птица»

Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз ребенок поднимает руки через стороны вверх – вдох, задерживает дыхание на один счет, после этого медленно опускает руки через стороны – выдох на протяжном звуке «пф-ф-ф»  или «с-с-с-с». Повторить 2 раза.

Режим дня

Четкий распорядок дня формирует правильные привычки и облегчает выполнение домашнего задания. Ребенок должен засыпать не позже 22 часов, продолжительность сна – не менее 9–10 часов. Оптимальное время для подвижных игр на свежем воздухе – 2–3 часа. 

Массаж

Ходьба по массажному коврику стимулирует рефлексогенные зоны, которые в большом количестве находятся в области стоп. 

Массаж ушных раковин

Массируя рефлексогенные зоны ушной раковины, мы воздействуем на работу внутренних органов: обхватив большим и указательным пальцами мочки ушей, несколько раз потяните их вниз, а верхний полюс ушных раковин – вверх. 

Вибромассаж грудной клетки

Легкое поколачивание кулачком области грудной клетки на выдохе с одновременным произнесением звуков «а», «о», «у» – благотворно влияет на дыхательную систему. 

Развитие мелкой моторики рук

Лепка, рисование и конструирование помогут легче и быстрее приобрести навыки письма и стимулируют развитие интеллектуальных способностей. 

Благоприятный психологический климат в семье

Будьте внимательны к малышу, интересуйтесь его общением со сверстниками. Не стоит выяснять отношения при ребенке, отзываться дурно о его способностях и постоянно его критиковать. Необходимо укреплять его уверенность в собственных силах, всячески поощрять его успехи. Приучайте ребенка к самостоятельности, способствуйте формированию его собственного мнения и больше времени проводите с ним.

Создание позитивного настроя

Гуляя с ребенком, чаще проходите мимо школы, рассказывая, как там хорошо и интересно, чему его там научат. По возвращении домой почитайте ребенку книгу или придумайте рассказ про детей, которые с удовольствием ходят в школу. 

Лекарственная профилактика

Известно, что одно из самых распространенных заболеваний среди школьников – ОРВИ. Вряд ли вашему ребенку удастся избежать контакта с респираторными вирусами в осенне-зимний период. Поэтому в течение всего эпидемического сезона давайте ему препараты для профилактики. Лучше использовать для этого не химические средства, а натуральные, например оциллококцинум: он снижает риск заболевания в сезон эпидемий, а в случае болезни сокращает ее длительность.

Визит к врачу

Если ребенок состоит на диспансерном учете у отоларинголога, офтальмолога, ортопеда, невропатолога или других специалистов, обязательно посетите их. Доктор даст полезные советы по адаптации ребенка к учебному году с учетом имеющейся проблемы и, возможно, назначит курс необходимой терапии.

В любом деле важно начало. С каким настроем ребенок войдет в учебный год, так он и будет относиться к этим переменам в своей жизни. Задача родителей – помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии. 

На Европейском конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины, который прошел в Москве в июне 2011 года, было отмечено, что менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, полностью здоровы. А к концу школьного обучения таких становится еще меньше.

Рубрика: Образование

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика