10.06.2021

Сергей Митрохин: вслед за Москвой доступного жилья лишается вся страна

Мы обсудили пропорцию доступного и "сверхдоступного" жилья в Москве и стране с депутатом Мосгордумы

Продлённая Путиным программа льготной ипотеки – максимальный лимит кредита в три миллиона рублей, стоимость жилья в пределах четырех миллионов рублей, первый взнос в реальном размере не менее 42% от стоимости квартиры и годовая ставка, повышенная до 7% – программа эта оказалась, так скажем, не про столицу: жилья в рассматриваемом бюджете в Москве нет вообще. 

Об этом сообщило «РИА Новости», сославшись на опрошенных риэлторов. Как выяснилось, даже в Санкт-Петербурге для льготной ипотеки доступно всего 5% от всех квартир в продаже. В Подмосковье, в отдалённых районах – 12%. В Сочи – 10%. В Казани – 4%. В целом, по крупным городам России для льготной ипотеки доступно только 19% жилья в новостройках. 

Sobesednik.ru обсудил пропорцию доступного и «сверхдоступного» жилья в столице и стране с депутатом Московской городской думы, «яблочником» Сергеем Митрохиным. 

– Что означает для Москвы полное непопадание в президентскую программу льготной ипотеки?

– Москва ориентирована в первую очередь на коммерческую застройку. Есть ещё программа реновации, которая по сути является продолжением коммерции, потому что защищает новые стройплощадки. Больше никаких социальных программ в Москве нет. это приоритеты городской политики: одна коммерция. Никакие социальные программы уже не вписываются, все места заняты.

– В свете этой ситуации, есть ли вообще какие-то разумные пределы ценам на жильё в Москве? Жители страны знают, что это порой совершенно заоблачные вершины.

– Если сами жители страны перестанут ехать в Москву в поисках жилья. цены упадут. Но они не перестают.

– Вообще, под новые условия льготной ипотеки попадают всего 19% квартир в крупных городах страны. Парадокс: чем крупнее и богаче город, тем больше туда переезжают люди – и тем сложнее там купить жильё...

– Естественно. Спрос на дорогое и сверхдорогое жильё растёт. Это жильё надо где-то строить. Сейчас для этого уже сносят старую Москву. Уже начали активно строить в охранной зоне Кремля. Число миллионеров и миллиардеров растёт, они создают мощный спрос и взвинчивают цены. Поскольку Москва никак не сдерживает этот спрос и выдвигает предложение, процесс остановить невозможно.

– Всё происходит в интересах ограниченной группы населения?

– Конечно. В Москве остановлено много социальных программ. Расселение ветхого жилья после Лужкова полностью застопорилось. Проблема коммуналок до сих пор не решена, проблема расселения общежитий с «удобствами» на этаже – так называемых «домов-бараков». Очередь на получение жилья в Москве – 25 лет.

Чиновники из Департамента имущества в личных разговорах так и говорят: если не попал в реновацию – сиди и жди 25 лет. А потом тебе что-нибудь с барского жилья сбросят.

Все социальные программы жилья в Москве заморожены, остались только псевдосоциальные в виде реновации.

– То есть довольно немногочисленный спрос на дорогое жильё задвигает социальные программы глубоко на второй план?

– Немногочисленный – это если внутри Москвы. По всей стране спрос богатых людей на жильё в Москве получается гигантский. Плюс добавьте сюда другие страны – бизнес из стран СНГ, работающий в Москве – и даже страны дальнего зарубежья. Москва встаёт к этому спросу в позу «чего изволите?» Мол, давайте больше строить, больше разрушать старую Москву, больше уплотнять и переуплотнять столицу – лишь бы вы принесли сюда больше инвестиций.

– Спрос богатых людей заставил российский строительный рынок повернуться спиной к социальным проектам и лицом – к коммерческим?

– Давайте приведу конкретный пример в Москве: район Хамовники. 15 адресов застроек с разными видами жилья, но всё оно – элитное: ни одной социальной квартиры. Иногда жильё достигает стоимости 400 миллионов, как «таун-хаус» на улице Ефремова.

– И эта тенденция, учитывая процент доступного льготной ипотеке жилья по крупным российским городам, распространяется на всю страну?

– Да. Раньше коммерческое строительство хотя бы как-то разбавлялось: 30 % жилья в новом доме шло под социальные программы. Но это уже архаизм, о котором никто не помнит. В этой программе были свои пороки, но она была хоть сколько-то социальна. Сейчас социального нет ничего: множество коммерческих «катков» закатывает Москву.

– Насколько реально сейчас молодому москвичу «среднего звена», съехавшему от родителей и строящему семью, купить квартиру в столице?

– Если он сын миллионера, то можно. Или он работает в «Газпроме» или «Сбербанке». Ещё удачная категория покупателей жилья – госслужащие, судьи, прокурорские работники. Им постепенно выдают жильё – не сразу, долго, но не 25 лет, как рядовым «очередникам», нуждающимся в жилье. Если молодой москвич не имеет богатых родителей и не попадает в указанные категории граждан, приобрести жильё в Москве для него практически не реально.

Похоже, на каждой Заречной улице скоро будет по «таун-хаусу». А если ты обычный парень, тебе светит только 19% окон в новостройках «крупных городов». И это не Москва, не Питер и даже не Сочи или Казань. Может быть, пора осваивать Сибирь?

Николай Васильев

Фото: Global Look Press
Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика