Депутат Галина Хованская – о новой версии законопроекта о реновации

В законе о реновации еще очень много проблем, рассказала Sobesednik.ru накануне третьего чтения проекта депутат Думы

Фото: Галина Хованская // Global Look Press

В законе о реновации еще очень много проблем, рассказала Sobesednik.ru накануне третьего чтения проекта депутат Думы.

Буквально на днях состоится третье чтение так называемого закона о реновации. Между тем среди москвичей по-прежнему много тех, кто видит в будущем законе скорее угрозу своей собственности, чем благое начинание властей города. Плюсы и минусы принятого во втором чтении документа обсуждаем с главой комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галиной Хованской:

— Вы довольны итогами второго чтения?

— По сравнению с тем, что было предложено к первому чтению, документ, безусловно, претерпел радикальные изменения. В принципе, если бы к первому чтению законопроект был внесен именно в таком виде, возможно, не было бы митингов и протестов. С ним уже можно работать и довести его до приличного состояния. Но в сухом остатке у меня по-прежнему целый ряд замечаний.

— Практика показывает, что законопроект, прошедший второе чтение, в сущности практически уже и есть окончательный вариант. Третье чтение назначено на 14 июня. Разве можно еще что-то поменять?

— Это при условии, что не будет возврата ко второму чтению и что не будет замечаний у правовиков.

А чем с вами меняется город?

— Ряд ваших поправок в итоговый документ не вошли. Что именно осталось «за кадром»?

— Компенсация за непроизведенный капитальный ремонт дома, я считаю, должна входить в рыночную стоимость не только когда человек получает взамен старой новую квартиру (в этом случае компенсация входит, что называется, по факту), но и когда москвич выбирает денежный эквивалент своей квартиры.

Эту мою поправку сначала приняли, потом отклонили, хотя такое положение четко прописано в решении Верховного суда от 2012 г. Так что если люди пойдут в суд, они добьются большего размера денежного возмещения.

Вторая поправка, которая не прошла, касается оформления сделки гражданина с городом. Ситуация такая. У гражданина-собственника все права оформлены, это понятно, а вот про город в законе написано: у него может быть не зарегистрировано его право собственности на жилое помещение. Я вообще не понимаю, как такая сделка может осуществляться…

— Не поняла: я, собственник, заключаю с городом договор мены, при этом у меня документы на квартиру в порядке, а город предлагает мне взамен то, что ему не принадлежит?

— Да. Город вам дает новую квартиру, вы городу передаете старую свою квартиру. И у вас при этом есть все права для подтверждения этой сделки, а город считает для себя ненужным, необязательным свое право регистрировать.

Вот и получается, что город вам действительно предлагает то, что ему не принадлежит. Где-то когда-то это он оформит… Между тем формально у нас право собственности возникает с момента регистрации этого права.

Я даже обратилась с этим вопросом к главе Росрегистрации. Ответ мне прислали как раз в тот день, когда началось второе чтение. И что это был за ответ! Уж лучше бы его совсем не писали. Представьте только, что глава Росрегистрации в ответ на запрос, можно ли проводить сделку, если права одного из собственников не зарегистрированы, пишет: федеральным законом могут быть установлены некие особенности регистрации.

Особенности, безусловно, быть могут: скажем, другой перечень документов — более полный или менее полный. Или сокращенные сроки регистрации... Но ОТСУТСТВИЕ самой регистрации, с моей точки зрения, особенностью никак не может быть. Я просто в недоумении от таких утверждений.

Подошва дома или нормальный участок?

— Насколько я знаю, не прошла и поправка об обязательном межевании и постановке всех земельных участков под столичными жилыми домами на кадастровый учет...

— Увы. Я предлагала поправку, что дом не подлежит сносу до постановки на кадастровый учет земельного участка. Но ее отмели еще даже на стадии предварительного обсуждения.

Постановке домов на кадастровый учет в Москве препятствовали и до закона о реновации. Это понятно: до тех пор, пока дом не поставлен на кадастровый учет, земля под ним — собственность города. Исключая, может быть, лишь подошву, которая, как ни крути, всегда войдет в общее имущество.

Но ведь речь может идти и о приличном земельном участке — с детской, спортивной площадками, автостоянкой... Это ведь совсем другая цена, когда границы определены. И велика разница в стоимости доли в общем имуществе — лишь подошвы дома или нормального участка земли вокруг него. Мне возражали: тогда это будет такая морока, это будет так долго…

— А куда все торопятся?

— Это отдельная тема. Я сама не раз задавала такой вопрос.

— А разве вокруг дома не должна быть определенная санитарная зона? Жесткая «обрезка» земельного участка строго по отмостке — это законно?

— Ну, границы участка могут заканчиваться тротуаром, как, скажем, в Козицком переулке, потому что дальше идет дорога. А вот, к примеру, в Теплом Стане это может быть очень приличный участок с детской площадкой… Почему бы права жителей на него не зарегистрировать? Это третья позиция городских властей, которая мне, мягко говоря, крайне не нравится.

От взносов за капремонт не освободят

— Есть еще грустные новости?

— Конечно. Когда у вас изымают квартиру, у вас изымают ее вместе с долей в праве на общее имущество, куда входит в том числе земля вокруг дома, подвалы и так далее. К общему имуществу относятся также и накопленные взносы на капитальный ремонт.

Я предлагала освободить собственников в домах-новостройках на пять лет от уплаты этого взноса. Не получилось. Хотя такое право (по ЖК) у субъектов есть. Проблема в том, что мы, законодатели, дали субъектам такое право, а не сделали это обязанностью. В результате Москва так и не приняла закон об освобождении от взносов на капремонт в новостройках. Хотя идея о «каникулах» по новостройкам принадлежит главе правительства РФ Дмитрию Медведеву.

Кстати, в проекте еще много неприятных мелких сюрпризов. Так, помощь в переезде предусмотрена лишь для определенных категорий граждан. Хотя я убеждена, что — по Гражданскому кодексу — в данном случае помощь должна оказываться всем, а не только отдельным категориям граждан.

[:image:]

— Насколько я понимаю, есть вещи, которые удалось «пробить», но не до конца.

— Правильно понимаете. К примеру, раньше было прописано, что договор мены может заключать фонд реновации. Я сказала: нет, такую сделку могут заключать только органы исполнительной власти. Со мной согласились.

Ведь что такое фонд? Всего лишь некоммерческая организация... Какие он дает гарантии? С этим фондом, кстати, тоже целая эпопея. В частности, там явное нарушение антимонопольного законодательства, так как обозначен только один застройщик. И много чего другого нарушено — предоставлена возможность всяких изъятий и так далее. А вот ограничений никаких не существует.

Еще меня беспокоит, что городские власти, несмотря ни на что, не будут платить денежную компенсацию. Мэр по крайней мере в одном выступлении сказал так — ну, пусть человек возьмет квартиру и продаст ее, если ему деньги нужны. При этом мэр забыл немаловажную деталь: сейчас, по сделке мены, налогообложения не будет. А вот когда собственник начнет продавать квартиру, он будет вынужден заплатить немаленький налог — или ждать не меньше трех лет.

Еще нюанс: нанимателям хотят квартиры давать в собственность без всяких ограничений. Я спрашиваю: а как быть со статьей 16 Закона о приватизации — о том, что, если гражданин уже свое право на приватизацию реализовал, то второй раз он уже не может бесплатно получить квартиру в собственность, только по соцнайму? Мне отвечают — это же за счет бюджета Москвы… Извините, а бюджет этот кто делает? Москвичи. Своими налогами. Почему они должны расплачиваться за фантазии властей города?

Поправки, которые прошли

— А почему вы голосовали «за», если столько «дыр»?

— Потому что все-таки многие мои поправки прошли. Потому что мы главные нормы проекта привели в соответствие с Конституцией. Потому что дали людям нормальное право на полноценную судебную защиту.

Потому что удалось «пробить», что жители коммуналок смогут получить отдельные квартиры. Пусть это будут небольшие квартиры, но это будет не коммунальное заселение.

Потому что удалось вписать, что при планировании будет учитываться техническое состояние дома. Это очень важно.

Потому что прошла поправка, уточняющая, что речь идет о домах, построенных в определенные годы. Пятиэтажках и девятиэтажках. Я, впрочем, говорила: зачем девять-то — пять этажей напишите. Нет — девять...

Потому что хотели записать, что для выхода из программы надо, чтобы половина жителей и собственников были против, но нам удалось изменить соотношение и теперь достаточно, чтобы против было 30% + 1 голос... А по-хорошему надо было бы написать, что достаточно всего 10% противников реновации... А вот согласие, как и раньше, нужно 2/3 жителей.

В общем, как будет развиваться ситуация, посмотрим. Уверена, что для начала три-четыре квартала власти столицы сделают образцово-показательными. Тем москвичам, кто попадет в эти первые списки, повезет. А вот что будет потом?..

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика