Юлия Куварзина: Любимов ждет, когда жена выключит его из розетки

Скандал вокруг Театра на Таганке, кажется, разрешился. Во главе поставили Валерия Золотухина, и актеры ушли в отпуск. Но вопросы остались. Часть из них мы задали актрисе театра Юлии Куварзиной (известной широкой аудитории по сериалу «Воронины») и получили неожиданные ответы.

Скандал вокруг Театра на Таганке, кажется, разрешился. Во главе поставили Валерия Золотухина, и актеры ушли в отпуск. Но вопросы остались. Часть из них мы задали актрисе театра Юлии Куварзиной (известной широкой аудитории по сериалу «Воронины») и получили неожиданные ответы.

– Вы понимаете, актеры как таковые Любимову не нужны, – поведала Юлия «Собеседнику». – Он часто говорил: «Да я сейчас выйду на улицу, наберу на Таганской площади 15 человек, они сыграют лучше, чем вы. Вы думаете, что чего-то стоите? Что-то можете? Кому-то нужны?» Юрий Петрович ставил свои полотна, а нас использовал, как краски. Ему не нужен артист. Поэтому на Таганке не осталось звезд.

– Юрий Петрович сетовал на пьянство актеров. Вспоминал историю, как он на гастролях в Мадриде вытаскивал пьяных Золотухина и Бортника из душа…

– Я 13 лет в театре, и у нас гастролей в Мадриде не было. Они могли быть лет 30 назад. Бортник в театре не работает лет 10. Золотухин не пьет лет 11. А то, что было в молодости, так давайте вспомним Высоцкого или времена, когда Любимов был зав. труппой Вахтанговского театра: откуда его доставали и в каком виде? Что теперь об этом говорить?

Золотухина никто не хотел

– Вместо него коллектив захотел Золотухина?

– Да никто его не хотел! Золотухин – та спасительная палочка, которая может разобраться, навести порядок. Никто не требовал, чтобы Валерий Сергеевич был реальным худруком. Речь шла о том, чтобы до октября назначить его исполняющим обязанности. Чтобы не пришел человек со стороны и не убрал весь репертуар, а вместо него поставил спектакль «Большие сиськи». На сегодняшний день у нас на сцене Гёте, Пушкин, Грибоедов, Достоевский. Представляете? И никому не надо платить авторских отчислений! Таганка – единственный театр, который их не платит. А за всё остальное деньги получал Любимов – как инсценировщик, художник, художник-постановщик, художник по костюмам, сценограф, режиссер. Единственное, на что он не претендовал, так это на музыку. Есть композитор Мартынов, который тоже на стороне Любимова.

Не уверена, что со всех получаемых сумм Юрий Петрович платил налоги. И его никто не трогал.

Режиссеру был нужен этот скандал

– Откуда такая жадность?

– Катя (жена Любимова Каталин. – Ред.) всем управляла, и он делал всё, как надо ей. Мне кажется, что сейчас у него две задачи: не оставить от театра камня на камне (мол, с меня все началось, мною и закончится) и  предоставить Кате помещение, чтобы она спокойно отключила его из розетки. Потому что по большому счету он уже подзаколебался. Пока она своего не добьется, будет каждое утро говорить ему: «Юра, встань и иди!» Он встает и идет, но скорей всего хотел бы остановиться. Как это ни трагично, но была бы при нем другая женщина, все могло бы закончиться по-другому. Сам он совершенно неприхотлив. Ему все равно, что носить, что есть. Ему бы воевать, поливать грязью – это его единственная «еда», энергетический подсос. При этом иногда он бывает очень трогательным. Это добрый старик, который любит нас искренне. Конечно, он очень умен, хитер и жесток. Это цитаты из «Доброго человека из Сезуана», но к ситуации очень подходят.

На гастролях в Праге не было шантажа, никто не требовал денег. В какой-то момент было ощущение, что это провокация, которая ему нужна. Ему был нужен скандал мирового масштаба. Уж больно злобно он был настроен на этих гастролях. С первого дня, когда еще вопрос о деньгах не стоял, он гнобил нас, унижал. Мы вовремя приходили на репетиции, а он кричал: «Почему никого нет?!» Все есть, зачем орать?

– А для чего ему скандал?

– Это давнишняя история, которая тянется еще со времен Губенко: он хочет приватизировать здание. Он еще в декабре учинил скандал, когда в департаменте кинул на стол заявление об уходе. И тогда же почти получил здание. Но в результате что-то сорвалось, и театр ему не отписали. Он в собственности города. Чего только не предпринимал Юрий Петрович! Пытался перевести его в федеральную собственность, перейти на автономию, на которую мы не подписались. Как переходить на автономию? Спектакли-то безобразные, они не окупятся. Это же не веселенькие пошлые антрепризы. Да и звезд у нас в театре нет.

А еще нам рассказали, что у него есть свой фонд. Это некоммерческая организация. И как нам объяснили, избавившись от балласта в количестве 180 человек сотрудников театра, он вполне легко может своим фондом приватизировать помещение театра. Речь не идет о том, что Любимов выкупит здание. Он не потратит ни копейки. Возможно, если бы он был готов заплатить сколько-нибудь миллионов, ему бы уже всё отдали. Но он хочет бесплатно! Чтобы отдали, да еще извинились. Вот в чем смысл. Наши чиновники думают: ему ведь столько лет! Они же не знают, что он – бессмертный. Меня не оставляют смутные подозрения, что Юрий Петрович может вернуться. Ему это ничего не стоит. К тому же ему надо добиться чего-то от департамента. Здания, например…

Кому достанется здание?

– А зачем Каталин здание?

– У вас не хватает фантазии, что можно сделать с неплохим помещением в центре Москвы? Да что угодно – ресторан, гостиницу. А в его кабинете сделать музей. В театре сейчас несколько арендаторов – кафе, пекарня. И вот когда вновь прибывший бухгалтер поинтересовался у Кати, почему одно помещение сдается намного дешевле, чем другое, она ответила: «Не суйте нос не в свои дела!» С Любимовым даже чиновники и налоговики не связываются. Он же старенький.

– Каталин тоже оскорбляет актеров?

– Конечно. Называет как угодно: б…ди, твари. Что скрывать, она матерится везде. Юрий Петрович даже краснеет за нее: «Катя, Катя, перестань». А потом говорит, что она плохо понимает по-русски. За столько лет жизни с русским гением не разобралась в 10 неприличных словах? Смешно. Вы знаете, они похожи на кота Базилио и лису Алису. Им очень повезло друг с другом. Были бы хоть немножко честнее, добрее…

– Терпели бы?

– Терпели бы, но скандал вокруг театра был спровоцирован нарочно. Любимов прекрасно срежиссировал его.


От редакции. «Собеседник» готов предоставить ответное слово Юрию Петровичу Любимову и Каталин Любимовой.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика