Вероника Лебедева: Всю жизнь меня называли подкидышем!
Она громко спорила с самой Фаиной Раневской, ухаживала за Ростиславом Пляттом. И все это в 4,5 года! На съемки знаменитого фильма «Подкидыш» Вероника Лебедева попала случайно. Но именно роль Наташи, которая потерялась в Москве, сделала из маленькой девочки любимицу всей страны.
Она громко спорила с самой Фаиной Раневской, ухаживала за Ростиславом Пляттом. И все это в 4,5 года! На съемки знаменитого фильма «Подкидыш» Вероника Лебедева попала случайно. Но именно роль Наташи, которая потерялась в Москве, сделала из маленькой девочки любимицу всей страны. В этом году «Подкидышу» исполняется 71 год. В интервью "Только звезды" Вероника Лебедева впервые рассказала о съемках и о том, как сложилась ее дальнейшая жизнь.
- Вероника Юльевна, как вы попали на съемки «Подкидыша»?
– Совершенно случайно. Как-то мы с папой и мамой пошли в кино. Вдруг подходит к нам женщина: «Я – режиссер, хотела познакомиться с вашей девочкой. Мы скоро собираемся снимать фильм «Подкидыш», и она могла бы сняться в главной роли». Мама дала наш телефон. А папа был категорически против! Говорил, что это ерунда, развращение ребенка. Вскоре в квартире раздался звонок, нас с мамой пригласили на пробы. Когда мы пришли на студию, там уже сидело много детей, все девочки были красиво одеты. Когда мама их увидела, то сказала: «Здесь все такие нарядные, моя точно не пройдет». Мы должны были рассказать о себе. Я влезла по ступенькам на сцену, села на стул и стала смотреть на сидящих в зале. Мне говорят: «Девочка, ну прочитай нам хотя бы стихотворение». «Муха села на варенье – вот и все стихотворенье», – отчеканила я. Режиссер Татьяна Лукашевич удивленно на меня посмотрела: «И это все?» Я спокойно ответила: «Да» и пошла назад к маме. После этого Лукашевич сказала: «Возьму только ее и никого больше!»
– Сколько вам тогда было лет?
– Где-то 4,5 года. Сниматься в «Подкидыше» было тяжело. Сначала на съемки мы с мамой ездили на троллейбусе, но меня там тошнило, я часто плакала. Когда режиссер об этом узнала, то сделала так, что за мной стали присылать машину, как за настоящей кинозвездой.
– Вы быстро поладили с Фаиной Раневской, которая играла Лялю?
– У нас с ней сложились хорошие отношения. Фаина Георгиевна на протяжении съемок обещала подарить мне куклу. «Знаешь, – говорила она мне, – я скоро тебе подарю куклу, и мы назовем ее Лялей». Я ей отвечала, что хочу назвать игрушку Катей или Машей, но не Лялей. Раневская от этих слов очень расстраивалась. Мама потом меня корила: «Нельзя обижать Фаину Георгиевну. Пойди к ней и скажи, что согласна назвать куклу Лялей». Этой куклы я так и не дождалась. Теперь-то я понимаю, что Раневская, как сейчас говорят, просто «кормила меня обещаниями». Бывало, придет и говорит мне: «Я уже купила куклу. Она сидит у меня на письменном столе, скоро я ее тебе подарю». Но своего обещания она так и не выполнила.
– В фильме вы из героя Петра Репнина, сыгравшего Мулю, просто веревки вили. А после съемок вы подружились?
– Особой дружбы у нас не было. Газировкой, как его герой в фильме, он меня не угощал. Зато я очень любила Плятта. На площадку он всегда приносил мне конфеты, мы часто вместе играли. Хотя в центре внимания всегда была Раневская, у которой, кстати, всегда на площадке было плохое настроение. Однажды режиссер Татьяна Лукашевич попросила мою маму: «Подойдите, пожалуйста, к Раневской и скажите, что она хорошо выглядит!» Мама согласилась и сделала комплимент Фаине Георгиевне. Та снисходительно кивнула ей: «Спасибо, очень приятно. Только дайте мне свои бусы, я буду сниматься в них». Что маме было делать? Она сняла бусы и отдала капризной Раневской.
– После всех приключений ваша героиня Наташа попадает в квартиру к холостяку, которого играет Ростислав Плятт. В фильме он вас кормит крабами. Легко ли сняли эту сцену?
– Да, буквально с первого дубля. Далее Наташа должна была кинуть полотенце на голову Плятту и начать вытирать ее. Вот с этой сценой пришлось помучиться, потому что я не докидывала полотенце или, наоборот, перекидывала, и оно падало.
– Многие режиссеры отказываются работать с детьми: уж больно те капризные…
– Наш режиссер Татьяна Лукашевич умела обращаться с детьми. Она никогда меня не ругала, не кричала. Я могла подойти к ней и сказать: «Татьяна, я хочу рисовать!» Тогда сразу выключались камера, свет, мне давали лист фанеры и карандаши. Я что-то чертила минут пять, а затем снова шла на площадку.
– Вас называли вундеркиндом – так хорошо вы сыграли свою первую роль!
– Наташа из «Подкидыша» – моя не первая роль в кино. Дебютировала я в фильме «Парад игрушек», когда мне было года три. Я играла капризную девочку, которую мама отводит в магазин игрушек. Там я выбираю понравившуюся куклу и сразу перестаю реветь. А после «Подкидыша» я снялась в «Кукольной стране».
– Получили ли вы гонорар за «Подкидыша»?
– Да, и довольно большой. В день я получала 75 рублей. По тем временам это была колоссальная сумма. После выхода фильма мне постоянно дарили игрушки. От всего этого у любой маленькой девочки запросто могла начаться звездная болезнь. Но меня спасла мама. Она говорила: «Пожалуйста, не важничай. Ты такая же девочка, как и все. Улыбайся людям, потому что они хорошо к тебе относятся».
– Роль в «Подкидыше» сделала из вас всенародную любимицу. Приглашали ли вас еще сниматься?
– Да, меня утвердили на одну из ролей в фильме «Моцарт». Но съемки пришлось отложить – началась война. Мою семью эвакуировали в город Шакше. Там мы пробыли месяц. Потом приехала тетка и уговорила вернуться в столицу. Нам выдали билеты, но в середине пути людей стали снимать с поезда. Тогда мама показала альбом с моими фотографиями из «Подкидыша» машинисту, и мы смогли ехать дальше до Москвы. В поезде в общем вагоне сидели два офицера и ели белый хлеб. А я смотрела на них, не отрываясь. Хлеб был тогда на вес золота. Видимо, они почувствовали мой взгляд. Один из них обернулся, а потом протянул половину буханки!
– Почему не стали поступать в театральный институт?
– Так решила мама. «Только не в театральный! – сказала она мне. – Это не профессия. Если бы у меня было две дочери, одну бы я точно отдала в кино. Но ты у меня единственный ребенок, поэтому будем подбирать тебе другую специальность». Я не возражала и решила, что буду микробиологом. Это была заветная мечта. Но поступила все же в педагогический на факультет английского языка.
– Однокурсники знали, что вы – та самая Наташа из «Подкидыша»?
– Ой, нет! Я всегда скрывала, что снималась в кино. В школе и в институте никто ни о чем не догадывался. Зато когда я шла по двору, мне кричали вслед: «Смотрите, подкидыш идет!» Я ненавидела такие моменты.
– Где вы работали после института?
– Долго преподавала в школе курсы английского языка. Затем стала редактором журнала. Вскоре судьба снова сделала крутой поворот, и я ушла обратно в школу. Но надолго там не задержалась – мы с мужем Игорем Синициным начали писать книги. У нас вышла трилогия, которая называлась «Вместе с Россией». Первый роман был о молодом офицере царской армии, а вторая книга – про императора Николая Второго.
– Как вы познакомились с мужем?
– Никакой романтической истории у нас не было. Он увидел меня на улице и подошел познакомиться. Мы встречались какое-то время, а потом решили пожениться. У нас родилась дочка Марина.
– Сейчас вы по-прежнему пишете книги?
– Что вы! Я не могу ни писать, ни читать. Дело в том, что мой муж умер два года назад и у меня остановилась вся жизнь. Вместе с ним мы творили... А потом это неожиданно закончилось. Он очень тяжело болел, долго умирал. После этого я перенесла инсульт. Сейчас мне не хочется ничего, я живу прошлым.
Марина Бойченко.