Увидят ли российские зрители "Фауста" Сокурова?

Российское кино одержало в минувшие выходные важную победу: фильм Александра Сокурова «Фауст» взял главный приз престижного Венецианского кинофестиваля.

Российское кино одержало в минувшие выходные важную победу: фильм Александра Сокурова «Фауст», снятый по первой части «нетленки» Гете и сценарию Юрия Арабова, взял главный приз престижного Венецианского кинофестиваля.

Наше кино за всю историю фестиваля побеждает в Венеции в четвертый раз: ранее «Золотого льва» получали Андрей Тарковский («Иваново детство»), Никита Михалков («Урга – территория любви») и Андрей Звягинцев («Возвращение»). Столько же наград собрали за всю историю и США, причем в этом году жюри, возглавляемое Дареном Аронофски, американское кино попросту проигнорировало. Зато, по словам председателя, за Сокурова проголосовали единогласно.

«Фауст» завершает серию из четырех картин режиссера, повествующих о природе власти (до этого выходили «Молох», «Телец» и «Солнце»). Фильм-лауреат снят Сокуровым в Европе на немецком языке, а в съемочную группу входили представители 38 стран.

Однако даже победа на престижнейшем фестивале не решит прокатную судьбу фильма в России. Нет сомнений, что у подавляющего числа россиян просто не будет возможности его посмотреть (рассчитывать приходится только на то, что ТВ получит команду сверху). Победитель уже пообщался с Путиным, попросив для своей отрасли господдержку.

Пока же «больше заинтересованности проявляют западные прокатчики» – такую новость сообщил продюсер «Фауста» Андрей Сигле. Однако даже сам Сокуров не уверен, что его картину нужно показывать всем подряд, «чтобы не было разочарований ни у зрителя, ни у режиссера». И добавил: «Фильму зритель не нужен. Это зрителю должен быть нужен фильм». Лучшую же «рецензию» на сокуровскую версию Гете дал Аронофски: «Есть фильмы, которые заставляют смеяться или плакать, а есть те, что меняют вашу жизнь».

Сам Александр Николаевич накануне фестиваля говорил «Собеседнику»: «Я не хотел делать экранизацию Гете. Я лишь использовал его идеи, чтобы закончить свою тетралогию, задуманную 30 лет назад, и рассказать о крупнейших исторических фигурах, каждая из которых по-своему разрушала жизнь европейской цивилизации». Признаваясь при этом, что поехать в Венецию его «заставили» продюсеры, режиссер остался верен себе до конца.

Получая «Золотого льва», режиссер и там призвал все фестивали класса «А» отказаться от конкурсов, превратив их в киноярмарки. Эту идею Сокуров вынашивает уже давно, но после получения главного приза (кстати, первого в карьере чисто «фестивального» режиссера) это предложение звучит как нельзя более убедительно. Впрочем, идею Сокурова вряд ли воплотят в жизнь: фестивальное кино и так имеет достаточно ограниченную аудиторию, а без конкурса интерес к нему и вовсе упадет. Особенно актуально это для России, где киноиндустрия и прокатные компании работают в основном на аудиторию 18–25 лет, а думать в кинозалах, кажется, и вовсе разучились.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика