Утомленные матом

Генпрокуратура обязала Министерство культуры тщательнее следить за чистотой речи в кинофильмах. Ленты, где герои выражаются по матушке, предлагается запретить – от маргинальных «Сволочей» до «Утомленных солнцем-2» и даже выдвинутого на «Оскар» «Края».

Генпрокуратура обязала Министерство культуры тщательнее следить за чистотой речи в кинофильмах. Ленты, где герои выражаются по матушке, предлагается запретить – от маргинальных «Сволочей» до «Утомленных солнцем-2» и даже выдвинутого на «Оскар» «Края».

Нарушителем спокойной жизни кинематографистов стало скандально известное движение «Народный собор». Оно прославилось тем, что настучало в прокуратуру на организаторов выставки «Запретное искусство» Самодурова и Ерофеева, которых впоследствии признали виновными в разжигании религиозной вражды и приговорили к выплате штрафа.

По мнению «Народного собора», министерству культуры следует строже относиться к выдаче прокатных удостоверений фильмам, в которых есть брань. Еще до прокурорской проверки Минкульт оправдался, что и так присваивает сомнительным картинам метку «Содержит нецензурные выражения» и не рекомендует смотреть их зрителям младше 18. А фильмам, в названии которых есть неприличные слова, вообще не дают ходу, пока те не исправятся.

Однако в прокуратуре решили, что рвение в борьбе с матерщиной блюстители культуры проявляют недостаточное, и вынесли подчиненным Александра Авдеева свое представление об устранении нарушений правил выдачи прокатных удостоверений. В Минкульте бы и рады послушаться рекомендаций, но закон, как рассказал «Собеседнику» начальник отдела государственного регистра департамента кинематографии Юрий Васючков, не позволяет вмешиваться в художественное произведение. То есть вывеску сменить можно, а содержимое – нет.

– Если понадобится инициировать изменения в законодательстве, мы будем действовать через дружественных нам депутатов, РПЦ, которые нас поддерживают, – говорит  руководитель «Народного собора» Олег Кассин. – Минкульт должен не растлевать людей, а заниматься их нравственным воспитанием. Пока же министерство своими действиями только легализует использование ненормативной лексики. Это печально.

– Вы хотите запретить только новые или и уже вышедшие фильмы?

– Все! Недавно я посмотрел «Предстояние» Михалкова. Не буду говорить о художественных достоинствах фильма, но он содержит нецензурную брань. В кодексе об административных правонарушениях это называется хулиганством. Знаю, что «Предстояние» собираются показать по ТВ в виде сериала. Нам что, опять придется слушать с экрана брань? Да еще всей семьей?

– Вы думаете, Минкульт решится учить Михалкова делать кино?

– В этом деле не должно быть авторитетов. Для Михалковых и Сидоровых с их «Бригадами» закон один.
Мнение представителей Министерства культуры пока никому узнать не удалось. Начальник отдела государственного регистра Юрий Васючков сейчас в отпуске. Видимо, и самой позиции относительно степени строгости, с которой стоит относиться к мату на экране, пока нет – ее только предстоит выработать. Но если все пойдет по намеченному «Народным собором» сценарию, то прокатчикам придется несладко: российские режиссеры давно не стесняются в выражениях, и значительная часть фильмов выходит на большой экран с крепкими словечками.

Нужно ли запрещать мат в кино?


Федор Бондарчук, режиссер:

– Должна быть цензура, как в Америке: «детям до 13, до 14, до 15». Мат пропагандировать не надо, но есть фильмы, где он существует как драматургическое решение позиции режиссера. Не хотелось бы ограничивать, например, мат в фильмах Балабанова, хотя его там не так много. Мы в «Девятой роте» мат «пикали», а для телевизионного показа затирали. Это нормально. Что касается показов в кинотеатрах, надо строго следить за тем, чтобы билеты продавали людям старше 18–20 лет.

Дмитрий Нагиев, актер:

– Необходимо ограничивать несколько вещей в нашем кинематографе, иначе там произойдет непоправимая катастрофа. Количество мата – раз, количество войны, Великой Отечественной, – два и количество современных перестрелок – три. Три вещи, которые тянут кинематограф назад. Что касается мата – он не может быть высокохудожественным произведением в том г…не, которое показывают нам. Мат является лишь прикрытием собственной несостоятельности.

10 популярных фильмов, где есть мат:

«Школа» • «Бумер» • «Самый лучший фильм» • «Гитлер капут» • «Яйца судьбы» • «Все умрут, а я останусь» • «Россия 88» • «Я» • «Изображая жертву» • «Жмурки»

 

а как у них?

В мире киношная свобода разговорных нравов ограничивается мало. Так, например, Апелляционный суд США отменил недавно запрет на мат в теле- и радиоэфире, признав его неконституционным. «Загрязнять» бранью американцам разрешено и фильмы. То же в Западной Европе.

– В Германии, Франции и других странах к ненормативной лексике относятся нормально в том случае, если ее употребление обусловлено спецификой персонажа, – объясняет киновед, директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов. – Нецензурно выражаться кинематографистам разрешено везде, за исключением мусульманских стран – у них свои нормы. Европейцы просто ставят возрастные ограничения фильмам, где есть мат. Поэтому, чтобы не терять деньги, продюсеры нередко сами вырезают неприличные слова.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика