Новости дня

25 ноября, суббота
















24 ноября, пятница


























23 ноября, четверг



Уральский фестиваль: кино против поджогов и абсурда


Фото: Global Look Press

Несмотря на попытку поджечь кинозал «Космос» и несколько скандалов, Уральский кинофестиваль достойно завершился.

Бэкграунд и без ненормального на «уазике», груженом газовыми баллонами, был более чем общественно значимым: за сутки до теракта на церемонии открытия председатель жюри Андрей Прошкин (экс-глава «антимихалковского» Киносоюза) произнес совсем не «тронную» речь:

— Я чуть испорчу праздник, но наше настроение не столь праздничное. Люди закидали бутылками офис режиссера Учителя, этот скандал продолжается и выходит за пределы разумного. Минкульт планирует взимать 5 миллионов рублей за прокатные удостоверения, качественное кино будет испытывать проблемы. И, конечно, с большой скорбью, гневом и страхом мы следим за историей с нашими товарищами — [Алексеем] Малобродским, [Ниной] Масляевой, [Кириллом] Серебренниковым. Но жизнь и искусство всегда побеждают абсурд. С надеждой на это мы будем судить фильмы.

Через пару дней православные фанатики невольно втянули Прошкина в разборки: режиссер рассказал Sobesednik.ru, что его вызывали в местное отделение Следственного комитета. Впрочем, подписка о неразглашении не позволяет ему рассказать детали.

Первый же фильм, показанный в основном конкурсе, был, что называется, с фигой в кармане. Александр Котт привез в Екатеринбург модные нынче короткометражные новеллы, объединенные общей темой — последний день на Земле, которую должна уничтожить комета. Режиссер Борис Хлебников сделал уморительную карикатуру на министра культуры, которого сыграл Сергей Маковецкий. Министр сидит в кабинете, облаченный в одеяния римского патриция, произносит, в частности, фразу «Бог не фраер, он все видит», листает свою книгу «Восход России» и закачивает файлы в неубиваемую капсулу «Наследие», чтобы запустить ее в космос и сохранить для вечности. Алла Сурикова в частных разговорах в Екатеринбурге выделяла из всех новелл именно эту, но Котт обмолвился, что весь кинопроект «День До» «не выйдет по ряду причин».

— Возникли проблемы с прокатным удостоверением? — уточняю у Котта в более расслабленной обстановке в кулуарах фестиваля.

— Удостоверение дали, но есть другие сложности...

— Это связано с тем, что Хлебников показал министра культуры таким?

— Я не знаю. (После паузы) Но думаю, что да.

Не менее крамольным выглядит сегодня и фильм Леры Сурковой «Язычники», снятый по пьесе Анны Яблонской, трагически погибшей в 2011 году во время теракта в аэропорту «Домодедово». Суркова начинала ставить «Язычников» в Театре.doc еще при жизни молодого драматурга, теперь сняла и фильм, который, с учетом все той же околорелигиозной истерики, вполне может вызвать возмущение известной части общества: православная героиня там явно портит жизнь своей семьи. Финальная фраза «Не нужен мне твой Христос» может разжечь бесовщинку у современных черносотенцев.

С блестящим кинодебютом приехал на Урал сооснователь и первый гитарист группы «Кино», соратник Цоя Алексей Рыбин. В киноиндустрии он не новичок, но в качестве режиссера выступил впервые. Странная история любви токаря к проститутке происходит на фоне новостей о российско-украинском конфликте. Прием, использованный Звягинцевым в «Нелюбви», тут еще более явный, но, в отличие от Звягинцева, между строк зритель читает разное: одни обвиняют Рыбина в том, что он снял российскую агитку, другие — наоборот, что «это для телеканала "Дождь"». Строчка в одной из песен «Пасмурно в аду. Все кричат ура» (рок-саундтрек соратник Цоя подобрал блестящий!) убеждает, что по крайней мере на первый вариант кино от Рыбина точно не тянет. «Я индивидуалист. Общество-монолит — не мой вариант», — сказал мне режиссер.

Удивила и Инга Оболдина. Блестяще сыграв главную роль надзирательницы на зоне в фильме «Жги» (скоро он выйдет в прокат при мощной поддержке «Первого канала»), актриса привезла в Екатеринбург всю свою семью. Оказывается, отец Инги всю жизнь работал в системе ФСИН, а сестра до сих пор служит в колонии строгого режима как раз на Урале.

— Катя, скажите честно: что похоже, а что нет? — спрашиваю у сестры актрисы.

— Ну тут есть вымысел. А что похоже — это секрет, не могу вам ничего конкретно сказать. Я все-таки офицер.

Часть мероприятий фестиваля проходила в «Ельцин-центре» — болевой для Никиты Михалкова точке. Современный культурный и музейный центр так и не отказался от анимационного фильма об истории демократии и тирании на Руси, который вызвал скандал федерального масштаба и публичное препирательство Михалкова с Наиной Ельциной. У режиссера Александра Сокурова, предпочитающего бодаться не с мертвыми президентами, а с живыми и действующими, это место вызывает совсем другие чувства:

— Что за люди, от которых мы зависим? Это люди властные. Является ли власть божественной? Слишком рано меня это стало интересовать, — философствовал Сокуров, представляя зрителям первый фильм своей тетралогии «Молох» (о Гитлере). — Не распространена в России мысль, что народ отвечает за то, что происходит в стране. Люди считают, что отвечает только власть.

Уральский кинофестиваль проходил накануне губернаторских выборов. Губермэн г-н Куйвашев официально поддерживает киносмотр, но соблюдал политес и в ранге врио на мероприятиях тактично ни разу не появился. Его главный соперник — честно избранный глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, который хотел поучаствовать в губенаторских выборах, но не был до них допущен, тоже не рвался под софиты, но самолично провел для гостей фестиваля экскурсию по своему частному музею Невьянской иконы. Уникальную коллекцию мэр собирал много лет.

— Я по-прежнему считаю эти выборы клоунскими, — сказал мне г-н Ройзман после экскурсии. — По сути происходит переназначение, но для обмана населения это назвали выборами. Проблема в том, что теперь за назначенца будут отвечать люди, хотя у них по сути даже вариантов не было. Это подлость. Конечно, я считаю, что в этих выборах нельзя участвовать.

Все смешалось в этом году в Екатеринбурге: выборы, на которые не пустили того, за кого люди действительно могли проголосовать; храм Спаса-на-Крови, построенный на месте убийства царской семьи, в который невольно заходишь с мыслями о Поклонской; поджигатель, утверждавший, что провел день накануне теракта в этом храме; не прогибающийся под Михалкова «Ельцин-центр» с фильмами свободолюбивого Сокурова... Но в жизни редко бывает так, как бывает в кино. Жизнь — все-таки не сказка и, к сожалению, она далеко не всегда побеждает абсурд.

Теги: Поклонская / "Матильда", Мединский, Михалков, Губернаторы, Серебренников

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания