Новости дня

20 сентября, четверг
























19 сентября, среда





















Тоня из фильма «Москва слезам не верит»: Меня чуть не убили за попытку заработать…

0

Раису Рязанову знают в лицо абсолютно все, ведь каждый хотя бы раз смотрел фильм «Москва слезам не верит». Там Раиса Ивановна играла одну из подруг, самую скромную – Тоню. Она единственная из всех счастливо вышла замуж. А как сложилась жизнь актрисы в реальности?

Жизнь побила актрису, можно сказать, еще при рождении. Начнем с того, что она незаконнорожденная. Ее мама, простая русская женщина из деревни, родила ребенка от женатого мужчины. И всю жизнь воспитывала дочку одна. Поначалу в актрисы Рая не метила. Она окончила музыкальное училище по классу баяна и преподавала музыку. Но потом волею судеб поработала в Рязанском областном театре и поняла: надо рискнуть! Как ни странно, но простую деревенскую девчонку, которая даже стихи толком не смогла прочесть, приняли. Образ «женщины из народа» пришелся по душе преподавателям. Там же Раиса встретила и свою судьбу.

– Когда я училась на втором курсе, познакомилась со своим будущим мужем, Юрием Перовым, – рассказала нам актриса. – Мы полюбили друг друга и очень скоро поженились. Юра же привил мне и любовь к машинам, которая потом сыграла большую роль в моей жизни. Он записал меня на курсы вождения, хотя в то время никакой машины у нас, бедных студентов, ра-зумеется, не было. Да и не принято было женщинам учиться водить. Но мне это дело сразу понравилось… Собственно, водительские права и сын Данила – все, что у меня осталось от мужа.

В отличие от Тони из «Москва слезам не верит», Раиса Ивановна не считает, что «хорошего мужика самой делать надо, а не готовым получать».

– Я считаю, что, если тебе человек не подходит, не нужно с ним вообще ничего делать, нужно расставаться, – говорит теперь 66-летняя актриса. – Не нужно создавать семью не по любви, насильно, только для того, чтобы она была. Лучше уж быть одной – одинокой и независимой, какой я сейчас и являюсь. И вы знаете, за всю свою жизнь не минутки об этом не пожалела!

Актриса еще училась на четвертом курсе, а уже родила сына. Но личная жизнь расклеилась, потому что Раиса полюбила другого. Она не хотела обманывать мужа ни минуты и, несмотря на то, что новый возлюбленный ей ничего не обещал, ушла из семьи, взяв маленького сына. Роман с тем человеком длился десять лет, но так и не закончился замужеством. Так что Раиса воспитывала сына самостоятельно.

– Я старалась не лишать сына мужского воспитания и не нежничать с ним, – рассказывает актриса. – Помню, как учила его забивать гвозди. Когда он ударил по пальцу молотком и заревел, я снова вручила ему гвоздь. Я хотела, чтобы он вырос мужественным. Даже драться его учила. Когда он приходил из школы, жаловался, что кто-то там ему наподдал, я ему говорила: «А ты завтра пойди и дай сдачи! А то я тебе сама еще добавлю, если будешь реветь…» Правда, столько нервов было – и то он делал не так, и это. Я человек, конечно, эмоциональный… Зато теперь мне сын очень благодарен. Говорит: спасибо тебе за науку!

В 1979 году к актрисе пришел громкий успех, она сыграла одну из трех подруг в фильме «Москва слезам не верит». Играя домовитую и разумную Тоню, которая удачно вышла замуж и родила троих детей, актриса сама такого семейного счастья не имела… Да и успех от фильма разделили трое – Алексей Баталов, Ирина Муравьева и Вера Алентова. Их герои были интересны, потому что не были счастливы… Счастливую Тоню как бы не заметили, хотя актрису и отметили наравне с другими Государственной премией. Но актриса не затаила обиды и осталась в хороших отношениях со всеми, кто снимался с ней в картине.

– Мы не были подругами в жизни ни с Верой Алентовой, ни с Ириной Муравьевой, – говорит она. – Но недавно, когда отмечали тридцатилетие картины, мы все встретились на вечере, посвященном этому поводу. И очень хорошо поговорили. Правда, разговоры, знаете, теперь пошли не такие, как раньше… Теперь говорим о том, кто чем болеет, у кого внуки во сколько лет начали ходить и так далее (смеется)…

А вскоре после «Москва слезам не верит», как и многие другие актеры, Рязанова стала невостребована в кино. Нужно было думать, как поднимать сына.

– Мне показалось, что это хорошие деньги, если я буду подвозить людей на своей машине, – рассказала нам актриса. – Я ведь водила действительно хорошо. И даже участвовала в автогонках на льду, за что получила приз! Хотя вы не представляете, какое в то время было отношение к женщинам-водителям. Я ведь была одной на миллион! Едешь по дороге, а мужики над тобой издеваются. Открывают окна и кричат: «Матрешка! Кукла! Куда прёшь?!» По их мнению, ты полный болван и водить не умеешь, всё делаешь не так… Мне было очень обидно.

Тем не менее актриса начала выезжать по вечерам «на промысел» и брала попутных пассажиров. Когда ее узнавали, она говорила, что просто похожа на актрису Рязанову. Но однажды это чуть не закончилось трагедией.

– Ко мне подсели двое… – вспоминает актриса. – Эти, в беретах, я так понимаю, парни-десантники. Они были очень пьяные и сразу стали вести себя агрессивно. Достали нож и начали им размахивать у меня перед носом. Мне хватило духу сохранить спокойствие. Я им сказала: «Парни, не суетитесь, сейчас я вас подвезу, куда нужно…» И высадила их буквально через два квартала. В общем, это спокойствие, думаю, меня и спасло. Но чего мне это стоило! С тех пор у меня всегда двери машины не просто закрыты, а заблокированы, я за этим всегда слежу. И никогда не подсаживаю в машину незнакомых.

Кстати, актриса говорит, что это был не единственный случай, когда она могла погибнуть. В молодости она чуть не утонула.

– Это было во время съемок моего первого фильма «Гуля Королева», – вспоминает актриса. – На выходные мы с компанией отправились половить рыбу на шатурские озера. Возвращались назад поздно ночью на моторке. Начался шторм, и нашу лодку перевернуло. А я ну просто не умела плавать! Стала тонуть… К счастью, у лодки отвалился мотор, она всплыла, и мы за нее смогли уцепиться. Лично для меня лодка вообще стала спасательным кругом. Так мы барахтались всю ночь до рассвета! На берегу в это время уже думали, что мы утонули. К счастью, нас все-таки нашли. Такой вот случай…

Когда сыну Рязановой исполнилось девятнадцать лет, он шокировал ее сообщением, что женится. Сначала Раиса Рязанова была против. Но потом поддержала Данилу и даже приняла его семью в свою двухкомнатную квартиру. Долгое время они там жили вчетвером, потому что родился еще и внук.

– Сейчас сын живет отдельно от меня, да и внуку уже двадцать лет, – говорит Раиса Ивановна. – А я живу одна. Живу только работой, благо она есть. Когда меня стали приглашать сниматься в сериалах, я не стала терзаться нравственными муками. Ведь работать хорошо – так, как тебя учили когда-то – можно и в современном фильме! Это же от тебя зависит. К тому же мне приятно, что меня уважают, спрашивают моего совета, я на площадке желанный и уважаемый человек. Поэтому на свою теперешнюю жизнь не жалуюсь. А на тоску от одиночества времени нет. Приедешь с работы в два часа ночи – и одна мысль:только бы спать!

Что было вырезано из картины?

Если бы не цензура того времени, мы бы увидели картину гораздо более интересной и захватывающей. Например, в фильме была весьма откровенная сцена, где герои Веры Алентовой и Олега Табакова занимаются сексом. Мы же видим только начало и конец – когда их спугнули… Вырезали и несколько смешных, безобидных сцен.

– Когда Гоша выпивал у себя в комнате, он был голым, – вспоминает Алексей Баталов. – Штормовка была надета на голое тело. И когда я вставал, чтобы принести очередные бутылки, это было видно. Очень смешной кадр! Но его вырезали, как и многие другие…

Кстати, вырезали-то вырезали, но откровенную версию «Москвы» в Госкино сохранили. И в то время как весь Советский Союз смотрел целомудренный вариант, сами чиновники смотрели «откровенку».

В картине «Москва слезам не верит» никто не хотел сниматься

Это сейчас легендарный фильм, получивший «Оскара», вызывает уважение и восхищение. А тогда, в конце семидесятых, как только не унижался режиссер Владимир Меньшов, чтобы заманить в свой фильм звезд… Например, главную героиню играть предлагали таким актрисам, как Маргарита Терехова и Ирина Купченко. Алентовой роль досталась потому, что они отказались, а Вера Валентиновна, как жена режиссера, не могла его не поддержать. Вторую подругу, Людмилу, долго уговаривали играть Анастасию Вертинскую. Но та, прочитав сценарий, даже возмутилась: что за ерунду вы мне предлагаете? К счастью, характерная роль женщины-оптимистки понравилась Ирине Муравьевой. А на роль третьей подруги, Тони, как раз были желающие. Нина Русланова очень хотела сыграть «простую женщину из народа». Но на художественном совете решили, что артистка слишком волевая, активная и будет «забивать» других подруг. Скромность и искренность Тони хорошо дались именно Раисе Рязановой.

«Оскара» за фильм отдали через 8 лет

Когда лента была смонтирована и озвучена, ее, как и полагалось, показали художественному совету. Там Меньшова чуть не побили за созданный фильм. «Москва…» была названа «дешевой мелодраматической картиной, упаднической по духу»… Однако на экраны фильм все-таки выпустили. Как же были все удивлены, когда народ стал толпами приходить на это кино!

– Фильм по выходным демонстрировали в концертном зале «Россия», – вспоминает Владимир Меньшов. – Несколько тысяч человек одновременно смеялись и плакали, переживая за героев… Я, бывало, тихонько пробирался в зал и смотрел картину вместе с людьми. Это были незабываемые моменты!

А вот о том, что картину наградили «Оскаром», Меньшов узнал… из программы «Время». Киношные чиновники даже не подумали сообщить режиссеру, что ему нужно ехать в Америку на вручение. Вместо него получать статуэтку выходил какой-то чиновник. Этот сюжет показали по советскому телевидению 1 апреля 1981 года. Поэтому Меньшов подумал, что это шутка… А потом ему не отдали саму статуэтку. Ее вручили Меньшову только в 1989 году на кинопремии «Ника».

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания