Царя нам только не хватает?

Как в колоде карт, замелькали на экране властители разных мастей. Режиссеры дружно бросились отображать тему «жесткой руки». Что за этим – веяние времени, «социальный заказ»?

Актриса Евгения Симонова: Теперь я иду и озираюсь... – Меня пугает, что стали так много говорить о власти. И это происходит во всем мире. Недавно я была на фестивале в Локарно. Я вообще слежу за картинами, которые побеждают в престижных фестивалях. Так вот, социальный подтекст становится довлеющим. Если это Европа, то обязательно проблемы эмиграции. Две албанские женщины приезжают, рожают детей и выбрасывают их в баки – вот это да! Если картина вне этого контекста, она считается вчерашним днем. Два года назад я была в жюри «Кинотавра». В 95 процентах картин – все уроды, друг друга ненавидят, по колено в грязи, ненормативная лексика. Любви нет, дружбы нет, верности нет. Этого не должно быть так много! В фильме «Событие» по мотивам произведения Владимира Набокова, где я недавно снялась, герои ищут компромисс между потребностью любить и быть любимым. Вот это незыблемо! С другой стороны, разве можем мы быть свободны от общества?! Недавно со мной случилось очень неприятное событие. Меня ограбили. И главное не то, что пропало. У меня там в сумке был том Северянина, любимые карандаши, которыми я гримируюсь, документы. Денег было немного. Этот человек разбил стекло машины, когда я там сидела. Он вторгся в мою зону. И это ранит. Милиция быстро прибыла на место, но преступник успел скрыться. Теперь я уже иду в 12 ночи и озираюсь. Я не хочу бояться, но вынуждена это делать.

Еще не успел простыть на канале «Россия» 16-серийный след картины «Иван Грозный» режиссера Андрея Эшпая, как на открытии Московского кинофестиваля с державным размахом был показан «Царь». Павел Лунгин выпустил картину аккурат к своему 60-летию.

Андрей Эшпай не пожелал снимать в картине «медийные лица» и после многочисленных проб главную роль отдал мало известному у нас актеру израильского театра «Гешер» Александру Демидову.

«Царь» в первую очередь дорог последней ролью Олега Янковского. В глазах его митрополита Филиппа тихая пронзительная грусть… Кажется, актер предчувствовал, что осталось ему быть совсем недолго на этой земле. Митрополит – не просто друг юности Ивана Грозного, он – его совесть. А вот это царю кажется лишним. Ему во всем мерещится измена и предательство. Его слуги-опричники заливают страну кровью.

 

По части тонкости психологической игры Петр Мамонов может поспорить с самим великим Николаем Черкасовым, исполнившим роль Ивана Грозного в знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна. Кстати, эта картина была тоже показана в рамках фестиваля в программе «Список Шахназарова».

Чаплин говорил про Черкасова, что это лучшая актерская работа, которую он видел в кино. Мало кому известно, но именно Черкасов был самым любимым артистом вождя народов. Сталин лично выбрал и утвердил портрет актера для одной из высших государственных наград – советского ордена Александра Невского.

Однако, увидев фильм «Иван Грозный», в котором Черкасов в своем герое показал и величие, и мерзость правителя-тирана, Сталин, подумав, что у зрителя могут возникнуть прямые ассоциации, испугался. Вторая серия не была принята им. Ее выпустили на экраны только в 1958 году.

Тема «жесткой руки» в виде исторического фарса проходит и в новом фильме Александра Прошкина «Чудо». В основе сюжета лежат реальные события, произошедшие в Самаре в 1956 году и известные как «Стояние Зои». Во время праздника девушка снимает со стены икону Николая Чудотворца, начинает с ней танцевать и застывает на месте. В картине для наведения порядка в городе приехал сам Никита Хрущев (актер Александр Потапов). И такую всем показал «кузькину мать», что у местного уполномоченного по делам религии (актер Сергей Маковецкий) глаза из орбит повыскакивали.

В середине 80-х, когда вышел последний фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (а его, кстати, тоже показали на фестивале в программе «Кино Грузии»), в диктаторе Варламе Аравидзе многие узнали черты и Гитлера, и Муссолини, и Сталина, и Берии.

Не к добру все эти цари… Иван Грозный пытался достичь абсолютной власти коварством и жестокостью. Он искренне считал, что иначе государство сильным быть не сможет. В итоге на что обрек себя? На одиночество.

От первых лиц

Режиссер Андрей Эшпай («Иван Грозный»):
– Телефильм «Иван Грозный» предлагали первоначально многим, и не многие решились. Я был в их числе. Мне кажется, картина недооценена сейчас. Там есть такие откровения, когда человек ничего не боится и готов быть безнравственным до конца. Период правления Грозного очень сложный, он дает возможность показать крах позиции насилия. Самое страшное, как власть может преобразить человека. Страшно для всех.

Режиссер Александр Прошкин («Чудо»):

– 56-й год, казалось бы, с нынешним временем ничего общего не имеет. Но по способу существования, к сожалению, мало что меняется. Мы по-прежнему вступаем в ту же самую воду. Колоссальное сопряжение какого-то вранья, когда люди поставлены на грань выживания, а не жизни. С одной стороны, Хрущев выпустил репрессированных из лагерей. Но другой рукой закрыл церкви и начал травить священников. Вот эта традиция – с одной стороны все давать, а с другой – все зажимать, она живет и процветает.

Актер Александр Потапов («Чудо»):
– Я уже однажды был утвержден на роль Хрущева. В фильме «Серые волки». Но его хотел сыграть Ролан Быков, он отозвал меня в сторону и сказал: «Придет твое время. Я уже старый – дай мне это сделать». И сыграл. Кстати, Никиту Сергеевича я видел лично. Играл тракториста в спектакле «Честность» и после попал в ложу к Хрущеву. Меня поразило: у него очень доброе лицо, но глаза! Жуткие голубые льдинки. Насквозь тебя не жалеющие.

Актер Олег Табаков:

– Говорите, «Царь»… Я вот сыграл в фильме Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Тут не власть. Тут другое кино. Кира в эти игры не играет. Очень нежно, но твердо она пытается призвать нас быть людьми. Что, как вы понимаете, довольно сложно.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика