26.01.2010

Карен Шахназаров: Вернуться к советской системе в кино!

Карен Шахназаров в узком кругу журналистов поделился мыслями о ситуации в российской киноиндустрии. Глава «Мосфильма» порассуждал о реформе кино, о том, чем хороши советские времена, о видеопиратстве, о раскрашивании черно-белых фильмов, о студентах ВГИКа и, наконец, о себе нынешнем.

Фото: Карен Шахназаров // Russian Look

О реформе кино

– Я был на заседании Совета по кинематографии, которое проводил премьер Путин, и отказался от участия в реформе, согласно которой деньги будут даваться не под проекты, а студиям. На мой взгляд, можно какие угодно средства вкладывать в кино, но если не будет их возврата, то есть кино- и DVD-проката, то, что бы ни придумали, ничего не сдвинется с места. И кроме того, если я возьму эти бюджетные деньги, у меня под дверью тут же выстроится очередь из желающих их получить. Как я буду отчитываться за эти средства? На совете прозвучало, что их надо возвращать. Получается, эти деньги – как кредит беспроцентный? «Мосфильм» – предприятие, которое работает рыночно, при этом ничего не получает от государства. И я считаю, что он должен быть вечно государственной студией. Сейчас мне легко говорить: «Не продается!» А стань акционерным – куда сложнее будет объяснить, почему я не могу отдать 2 гектара земли под элитный дом.

О советской системе в кино

– Надо возвращаться к советской системе. Конечно, у нее были свои минусы – идеологичность, отсутствие рыночных элементов, но в целом она была очень правильной. Объединение на «Мосфильме» принимало сценарий, в Госкино его рассматривали и говорили, допустим, что не принимают, но объясняли, по каким причинам. И хочешь не хочешь, но ты вынужден был дорабатывать сценарий, потому что нельзя было пойти с ним куда-то еще. Сегодня, если вас что-то не устраивает, есть шанс отправиться на телевидение, которое занимается тем же производством, или найти какую-нибудь владелицу завода СибрТрансМаш, у которой бзик сделать фильм. Поэтому сценарии в российском кино чудовищные. Правда, после кризиса ситуация с частными вложениями изменилась. Все картины я снял при участии инвесторов. На «Исчезнувшую империю» ушло 65% частных вложений, на «Всадника по имени Смерть» – 75%, а недавно греки предложили мне сделать проект про партизан за 2 млн евро, но он накрылся.

О видеопиратстве

– Сегодня рынок DVD фактически рухнул. Интернет-пиратство стопроцентное. Я бы, например, запретил продажу любых дисков на рынках и в ларьках. В Лондоне, допустим, вы никогда не сможете их там купить – только в лицензионных магазинах. И в американском кино иная ситуация. Почему у нас так? Наша милиция слаба!

О раскрашивании черно-белых фильмов

– Я категорически против раскрашивания черно-белых картин. Недавно мне звонили с просьбой колоризировать фильм «Летят журавли». Я отказался: картина задумывалась как черно-белая. С другой стороны, если авторы дают согласие, почему бы и нет? Тем более есть фильмы, в которых изображение играет не столь важную роль. Но есть и такие, которые ни в коем случае нельзя колоризировать. «Андрей Рублев», например.

О студентах ВГИКа


– Я взял курс во ВГИКе и с ужасом осознал, что многие не знают, что такое режиссура, сценарий. При этом кое-кто уже снял 1–2 фильма. Уровень кинематографической молодежи стал совершенно другим. Раньше даже те, кто приезжал из глухомани, знали всё. А нынешние студенты режиссерского факультета не читали ни «Войну и мир», ни Чехова, я не говорю уже о таких экзотических фамилиях, как Стендаль. А одна девочка на вопрос о том, кто такие мавры, ответила: «Есть такие люди в Испании». При этом мой курс – не школьники, а люди с высшим образованием. В итоге задания приходится выстраивать так, чтобы студенты хоть что-то прочитали.

О себе сегодняшнем

– Работаю над сценарием по повести Саши Бородянского. Из последних событий меня потряс пожар в Перми и больше всего тот факт, что 150 человек сгорели и все уже забыли об этом. Мне кажется, реакция нашего общества сейчас такая: «Ну, бывает». Новый год отметил в узком семейном кругу – вместе со старенькой мамой. Подарил ей духи, а себе сам заказал в подарок вдохновение. Знаете, как сказал один продюсер: «Деньги – это бензин, главное, чтобы мотор был».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика