«Милитарист» Михалков уступил «Оскар» «пацифисту» Учителю

В прокат вышел фильм Алексея Учителя «Край». Желающих посмотреть ленту было бы гораздо меньше, если бы «Край» не был выдвинут в этом году на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм».

В прокат вышел фильм Алексея Учителя «Край». Желающих посмотреть ленту было бы гораздо меньше, если бы «Край» не был выдвинут в этом году на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». 

Интрига с «Оскаром» получилась следующая. В шорт-лист российских фильмов попала скандальная лента Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2. Предстояние». Мэтр сделал широкий жест: снял свою работу с оскаровского забега, мотивируя это тем, что «Предстояние» нужно рассматривать не как отдельное произведение, а в тандеме с грядущим фильмом «Цитадель» (интересно, а на что же тогда с такой помпой по весне отправляли смотреть всю страну?)

В итоге Российский оскаровский комитет остановил свой выбор на фильме Учителя «Край». Когда же общественность увидела эту работу, ахнула: «Край» является как бы противовесом патриотическому напору Никиты Сергеевича и вполне вписывается в модную нынче тенденцию посмотреть на Великую Отечественную войну под несколько другим углом, нежели это делалось в Советском Союзе.

И дело здесь не в желании современных режиссеров подвергнуть сомнению Победу. Такой задачи, конечно, никто перед собой не ставил. Налицо стремление кинохудожников посмотреть на то, как сложилась судьба тех, кто оказался меж двух огней, меж двух фронтов и как следствие — меж враждующих народов. Заложниками войны стали миллионы русских, немцев, евреев — да что там, всех национальностей. И теперь российские режиссеры, вспоминая эту мясорубку, пытаются найти или придумать такие нестандартные судьбы, о которых было бы интересно снять кино.

И такие фильмы пошли косяком: «Одна война» Веры Глаголевой, «Поп» Владимира Хотиненко, «Франц+Полина», «Рябиновый вальс», «Добрые люди»... И почти все — успешные, замеченные и отмеченные на фестивалях и интеллектуальным зрителем. Для программы Гордона «Закрытый показ» - настоящее раздолье.

А вот о судьбе человека на фронте, воевавшего и погибающего за Родину, снято уже, пожалуй, всё. Тем более что поколение ветеранов, как это ни прискорбно, уходит. Ореол святости Великой Отечественной, конечно, не меркнет, но уходит в историю. Как ушла в историю война 1812 года. И в этом смысле Михалков, взявшийся за войну «в лоб», оказался на обочине процесса. И, глядя правде в глаза, выбросил перед Российским оскаровским комитетом белый флаг.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика