Горбачев и Ельцин – арт-объекты

В Москве – одна за другой – открылись выставки, посвященные 80-летию Михаила Горбачева и 80-й годовщине со дня рождения Бориса Ельцина. Михаила Сергеевича выставили в Манеже, рядом с Кремлем, Бориса Николаевича – скромнее, в Доме фотографии.

В Москве – одна за другой – открылись выставки, посвященные 80-летию Михаила Горбачева и 80-й годовщине со дня рождения Бориса Ельцина. Михаила Сергеевича выставили в Манеже, рядом с Кремлем, Бориса Николаевича – скромнее, в Доме фотографии.

– Выставка в Манеже – в соответствии с замыслом самого Горбачева – не столько о нем, сколько о смене лиц, – сказала нам Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии, куратор обеих выставок. – Ключевой снимок для меня – работа Щеколдина, где панк и дворничиха смотрят друг на друга с любопытством, как представители разных планет. Кстати, среди фотографий много того, что выходило в «Собеседнике» – он был тогда флагманом отечественной фотожурналис­тики.

– Сам Горбачев уже посетил выставку?

– Да, видел. Из своих портретов он предпочитает те, что делал Юрий Рост,  в особенности тот, где он в задумчивости смотрит на крутое яйцо. Это уже снимок конца девяностых. А при взгляде на портрет Сахарова работы того же Роста, на фоторепортаж о съезде народных депутатов  он сказал: все очень красиво, но я запомнил иначе. Было совсем не так.

– А что скажете про ельцинскую выставку?

– Если горбачевская выставка – групповой портрет России, то ельцинская сосредоточена все-таки на его облике, на эволюции Бориса Николаевича. Для нас главное достижение Ельцина – что он сумел не ущемить свободу, в том числе свободу прессы, хотя видно, как его иногда все это доставало. Интуиция ему говорила, что некоторые вещи трогать нельзя. Скажем так: выставка «Горбачев. Perestroika» – это хроника перехода эйфории в трагедию (там много ностальгического, узнаваемого), а экспозиция о Ельцине – хроника борьбы очень сильного и сложного человека с самим собой.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика