Алексей Федорченко: Прокатчикам не понравились "Овсянки"

Увидеть в России фильм "Овсянки" будет трудно. Потому что ни одна из крупных сетей прокатчиков не взяла этот фильм. С таким кино прокатчики работать не умеют. Они же привыкли работать по схеме: реклама, банер, картинка и до свидания.

Фото: Алексей Федорченко // Boris Kremer / Russian Look

Алексея Федорченко, снявшего нашумевших «Овсянок», за глаза сравнивают с Тарковским. Ведь его кино так же тягуче, так же поэтично. И это заметили не только профессионалы, но и кинокритики. Не даром в Венеции «Овсянки» - фильм о любви, о жизни и смерти маленького народа меря, что на севере России - получил сразу три награды: приз ФИПРЕССИ, приз за лучшую операторскую работу Михаилу Кричману и приз экуменического жюри. С Гран-При на Венецианском кинофестивале не получилось, а вот в Абу-Даби все срослось. «Овсянки» признаны лучшей картиной. Приз Алексею Федорченко вручала Ума Турман. О чем режиссер говорил с кинодивой и как складывается судьба его картины мы узнали у Алексея на премьере «Овсянок» в Москве.

– Алексей, вы только что вернулся из АбуДаби, где на кинофестивале ваши «Овсянки» получили Гран При. Расскажите, каково это пожинать лавры? Тяжело дается или нет?

– Пожинать — очень легко. Я езжу по Европе, Америке, Азии и кошу их (Смеется).

– Нравится?

– Вы знаете, ездить нравится, потому что я люблю путешествовать. Работать на фестивалях не нравится, потому что это огромная работа, как оказалось. Вот я сейчас из Парижу.

– Как? Из Абу-Даби.

– А точно. Я должен был ехать в Вену. По дороге меня перехватили и отправили в Париж. Потом в Абу-Даби, сейчас вот из Питера прилетел на премьеру в Москву. А завтра опять в дорогу. В Париже я беспрерывно давал по 9-10 интервью, даже города не видел. Все очень интересуются нашим кино. Фильм расписан на 50 фестивалей подряд. И сейчас нас ждет Тбилиси, Севилья, Аргентина, и так далее. И я просто выжат как губка. Так хочется, чтобы все закончилось побыстрее, ведь я уже запустился с новой картиной и мне надо бы еще поработать.

– Что за картина?

– На киностудии «29 февраля» в Екатеринбурге, мы начинаем работу над картиной «Небесные жены».

– О чем этот фильм?

– Это 23 новеллы о марийских женщинах.

– «Овсянки» - история о маленьком народе меря, а теперь вот взялись за марийцев.

– Не важно какой народ. Наш фильм будет на марийском языке. Всех женщин в нем зовут на букву О. Прекрасные марийские имена на О - Опи, Ошаняк, Ошуляк. Это волшебная сказка, в которой будет много языческого, много эротического, много смешного и грустного. Настоящий замес! Фильм орнамент, фильм календарь. Жизнеутверждающая веселая история о природе.

– Эко, вы замутили.

– Да, уж. Постарался. Вот и оператор Михаил Кричман согласился со мной работать. А сценарий написал Денис Осокин, автор «Овсянок». Это два гениальных человека, и я счастлив, что они со мной. Хочется прямо завтра приступить к работе. Ну и в Тбилиси очень хочется, и в Аргентину, и я не знаю, что делать, как разорваться. Кровь из носу, но в феврале уже должен снимать.

– Кто же будет играть в новом фильме на марийском языке?

– Будут играть марийские актрисы и не актрисы. Из моих любимых актеров в новой работе примет участие Юля Ауг, которая сыграла в «Овсянках». В «Небесных женах» будет играть и дочка Юли Полина Ауг. Позову еще актрис из фильма из своего фильма «Железная дорога», тех, у кого можно найти финские черты лица.

– А Игоря Сергеева (исполнитель главной роли в фильме «Овсянки» - авт.) задействуете?

– По секрету скажу, хочу чтобы он сыграл одну из новелл. Но он еще об этом не знает.

– А то, он говорит, что ему предлагают режиссеры играть только гэбэшников и милиционеров.

– Я совершенно возмущен этому факту. Игорь - актер удивительной глубины. Он может играть все, что угодно. А его используют как, у нас заведено, если начал актер играть милиционеров, то дальше этого амплуа не продвинут. Никто не хочет капнуть глубже. Вы видели, какой он в «Овсянках»? Шикарный. Взгляд. Ну, в общем, я хочу, чтобы одну новеллу он просто сыграл на русском языке.

Вот скоро я поеду в Йошкар-Олу, Киров. Объеду все марийские диаспоры в Башкирии, в Перми. Буду искать героинь и натуру для картины.

– Как вы относились к тому, что ваших «Овсянок» обвиняли в порнографии?

– Этого не было. Меня никто не обвинял в порнографии. Видимо, не правильный перевод западной критики, не правильное понимание. Фильм получил Гран-при в Абу-Даби. И это у арабов, тех кто живет исключительно религией. Они не имеют права смотреть на голое тело, поэтому вышли из зала, когда показывали эротические сцены. И при все при этом, фильм получил Гран-при. Вы знаете, я теперь вообще ничего не боюсь.

Некоторые говорили, что фильм о русской душе и искали в ней смысл и тайну. А фильм-то не о русских. Нет смысла искать в нем тайну русской души, которой, на самом деле, и нет. Потому что, русская душа никак не отличается от других душ. Каждый в «Овсянках» видит свое, и, примерно, одно и то же. Потому что все мы - похожи друг на друга. Каждый понимает, что такое любовь, что-то такое смерть. Каждый ждет смерти, боится. Каждый хочет любви и боится ее. И в этом мы все равны. Это фильм интернациональный. Он одинаково собирает большие залы как в Москве, так и в Нью-Йорке, в Абу-Даби, в Петербурге.

– А почему вы говорите, что ничего теперь не боитесь?

– Мне казалось, что этот фильм для каждого человека планеты Земля. Однако, я не знал арабского мира и мне казалось, что какие-то шоры религиозные там все-таки существуют. Но оказалось, что в Эмиратах понимают о чем фильм - о любви, о том, что лежит в основе всех мировых религий. И религия плоха, если главное в ней не любовь. В эмиратах мою мысль поняли и согласились с ней. И это для меня очень важно. Пусть теперь мне попробуют чего-нибудь сказать, я буду знать, что им ответить.

– Вы переживали за разгромные рецензии?

– Мне они не попадались. Ну, а сейчас, когда фильм вышел в прокат, может они и появятся. Так откровенно о любви, о женском теле и сексуальных отношениях у нас еще не говорили. Это очень непривычно для нашей культуры. И конечно, разгромные статьи напишут люди несчастны в личной жизни.

– Почему в России прокат будет только сорока копиями?

– Потому что ни одна из крупных сетей прокатчиков не взяла этот фильм. Продюсеры сами расписали картину по кинотеатрам. Эти сорок копий будут переезжать из зала в зал. И это - совершенно правильный прокат, потому что, нет смысла отдавать его в сетевые кинотеатры. А специальной сети, где показывают авторское кино у нас нет. С таким кино прокатчики работать не умеют. А они привыкли работать по схеме: реклама, банер, картинка и до свидания. Нужно хотеть это делать, а никто не хочет. Я вообще не люблю о прокате говорить, потому что не знаю что это такое.

– И это при всех регалиях «Овсянок»?

– Да. Кстати во Франции будет столько же копий, как и в России. Слава Богу, что прокат начинается одновременно в России и во всем мире. Это впервые в нашей истории. За рубежом очень хорошие отзывы и интерес к «Овсянкам» огромный. Залы полные, вопросов уйма, люди часами не расходятся, спрашивают. Фильм купила почти вся Европа, Америка, Аргентина, Бразилия,Австралия. Так что, я думаю, что наше кино получилось вполне коммерческим.

– Оно себя окупило?

– Еще не окупило, но обязательно окупит.

– Какой бюджет у картины?

– Миллион триста тысяч долларов.

– Это смешной бюджет. Столько тратят молодые кинематографисты на пробный фильм. Вы просто рачительный хозяин и умеете экономить?

– Я экономист по профессии. Умею считать и снимать на минимальные средства.

– Вам в Венеции руку жал Тарантино, в Абу-Даби приз вручала Ума Турман. Каковы ощущения от общения со звездами?

– Было приятно. Я конечно знал, что Тарантино будет вручать приз, но такой реакции от него не ожидал. Я люблю его кино, а ему понравилось мое. А то, что Ума Турман будет вручать приз в Абу-Даби, я не знал. Она вышла на сцену, и потом подошла ко мне и сказала, что для нее любовь — главная религия. «Я знаю по-русски слова, я тебе скажу — я тьебя льюблю», - сказала она мне. А я ей ответил: «А я тебя люблю». Мы еще сфотографировались, обнялись. Мне было очень приятно. Она такая! Видно, что человек хороший. Глаза очень добрые.

– Каких звезд вы еще встретили на кинофестивалях?

– Катрин Денев, Франсуа Озон, Жерар Депардье. Наши фильмы были параллельно в конкурсе. Мы соперничали. Но Озон ничего не получил.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика