Алексей Баталов бьется за квартиру Марины Цветаевой
Уже много лет актер мечтает открыть музей Анны Ахматовой в квартире своей матери актрисы Нины Ольшевской и отчима Виктора Ардова
Уже много лет актер мечтает открыть музей Анны Ахматовой в квартире своей матери актрисы Нины Ольшевской и отчима Виктора Ардова. Ради этого Баталов вместе с младшим братом Михаилом Ардовым неустанно обивают пороги кабинетов чиновников. Но, к сожалению, племянники Алексея Владимировича, которые унаследовали жилье, препятствуют осуществлению мечты актера.
Каждый день к легендарному дому на улице Большая Ордынка, 17 подъезжают автобусы с иностранными туристами.
– Здесь жила великая поэтесса Анна Ахматова! – говорит экскурсовод, а гости столицы с недоумением смотрят на здание, увешанное вывесками «Стоматология», «Авиабилеты»… На вопрос «А что сейчас находится в этой квартире?» экскурсоводы обычно пожимают плечами.
На самом деле квартира стоимостью шестнадцать миллионов рублей давно является головной болью Алексея Баталова, который здесь вырос. Сам Баталов живет в Доме на набережной и из родительского гнезда давно выписался. Его брат Михаил Ардов тоже не претендует на эту жилплощадь. Вот братья и задумали обустроить здесь квартиру-музей. Ведь в период с 1937 по 1966 год здесь подолгу жила Анна Ахматова. Мать Алексея Баталова была ее лучшей подругой. Она же последней видела ее живой…
Неудивительно, что Алексей Владимирович хочет увековечить память великой Ахматовой. Но, как это нередко бывает в России, святое дело превратилось в сплошную нервотрепку и в итоге зашло в тупик.
– Сначала мы чуть не лишились всех вещей Ахматовой, которые долгие годы бережно хранились в квартире, – с тревогой в голосе поведал нам брат Баталова, протоиерей Михаил Ардов. – Дело в том, что наш третий брат, Борис, который уже умер, свез вещи на дачу, а там произошел пожар. Буквально по знамению Божьему я незадолго до этого решил перевезти все вещи в гараж на Ордынке. Иначе и нечего было бы показывать в музее!
Когда Борис Ардов умер, квартиру унаследовали две его последние жены вместе с детьми. Одна из них уже тоже умерла, оставив трех девочек сиротами. Именно эти люди, племянники Алексея Баталова, и не хотят расстаться с жильем на Ордынке.
– Я их за это винить не могу, – говорит Михаил Ардов. – У них ведь ничего нет, они очень бедные люди. Поэтому сейчас мы квартиру сдаем, а деньги отдаем им. Для того чтобы отдать ее под музей, нужно, чтобы правительство обеспечило их каким-нибудь недорогим жильем в Москве, не в центре, конечно. Когда квартира освободится, можно будет приступать к созданию музея! Мы с Баталовым согласны принести туда все архивы, бесплатно отдать картины, фотографии, антиквариат.
Пока что Министерство культуры, куда подавали прошение братья, предоставило родственникам самим решать жилищный вопрос. Мол, освободите квартиру, а там мы вам поможем. Но недавно Баталов и Ардов написали еще одно письмо мэру Москвы Сергею Собянину, напомнив, что квартира стоит шестнадцать миллионов рублей.
– Неужели за эти деньги нельзя найти недорогое жилье для наследников? – недоумевает Ардов. – Мы написали еще одно письмо и надеемся, что нас услышат. Мы не можем выгнать из квартиры сирот, и в то же время купить им по квартире тоже не в наших силах. Без помощи правительства здесь не обойтись. Мой оптимизм по этому вопросу сдержанный. Но я надеюсь…
Алексей Баталов тоже слабо верит в то, что при его жизни в музей-квартиру Ахматовой придут первые посетители.
– Это все из-за Бориса, моего младшего брата… – с грустью констатирует Алексей Баталов. – К сожалению, он был довольно безответственным человеком и не предусмотрел эту ситуацию, прописывая в нашей легендарной квартире всех своих жен. А их у него было немало. Борис относился к своим бракам легко. Помню, мы с моей женой Гитаной пришли на его очередную свадьбу. Во время застолья подходит к нему маленькая дочка и говорит: «Папа, я есть хочу!» – а он отвечает ей: «Подожди ты, не видишь, папа женится». Такой вот он был человек. И сейчас мы с Мишей делаем все для того, чтобы этот музей открыть. Но не знаю, чем все закончится. В наше время все решают деньги, а не память о великих людях. Возможно, то, за что мы боремся, кому-то покажется ерундой. Время такое, все перевернулось с ног на голову.
Сейчас в квартире Алексея Владимировича хранится самая дорогая вещь, которую он хочет передать в музей. Это портрет Анны Ахматовой, который сам Баталов написал незадолго до ее смерти.
– Почему-то я с детства был уверен, что обязан научиться рисовать, – говорит Алексей Владимирович. – Учился этому сначала у своего свекра, художника Константина Ротова. Потом брал уроки у Роберта Фалька. И вот когда я уже хотел все это бросить к чертовой матери, Анна Андреевна вдруг попросила меня сделать ее портрет. Это была моя последняя работа, больше я никого не рисовал. Возможно, что только ради этого я и научился живописи. Сейчас этот портрет висит у меня в столовой, он требует реставрации, совсем потемнел. Но средств на это пока нет, так же как и на многое другое.