Иосиф Райхельгауз: «Кустурица в театре - это плохая идея»

Худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз считает назначение Кустурицы скорее политическим решением, чем творческим

Фото: Кинопоиск

«Собеседник» поговорил с художественным руководителем и режиссёром театра «Школа современной пьесы» Иосифом Райхельгаузом о назначении известного сербского кинематографиста Эмира Кустурицы главным режиссёром Центрального академического театра российской армии.

 – Первая проблема театра российской армии - это то, что директор, а не главный режиссёр определяет творческую программу и репертуар. МХТ определялся Станиславским и Немировичем-Данченко, да и все выдающиеся театры прославили великие режиссёры: Евгений Вахтангов, Георгий Товстоногов, Юрий Любимов, Марк Захаров.

Театр Советской Армии всегда определялся Министерством обороны, его директорами всегда были генералы и первые лица. Я хорошо знаю этот театр со студенческих лет. Наш мастер Андрей Попов служил там главным режиссёром. Дальше режиссёром стал Леонид Хейфец, но в итоге их вынудили уйти. После этого в этом театре пошла череда серых, неинтересных режиссёров. Среди них и мой однокурсник - талантливый человек Борис Морозов. В начале творческого пути он поставил несколько замечательных программных спектаклей. Но, увы, режиссёр на этом «плацу» ничего не мог сделать. Не мог по простой причине - этим театром руководил и руководит некий генерал-директор. Опять-таки, заметьте, Борис Морозов так и не стал художественным руководителем.

Фото: GlobalLookPress

Главный режиссёр и худрук - это принципиально разные вещи

 – Директорский театр - это вообще беда нашей культуры, загублены десятки и даже сотни театров. Например, в Москве был великий театр Марка Захарова, буквально через полгода после его ухода он становится рядовым, банальным театром. Сейчас на наших глазах происходит трагедия в театре имени Вахтангова, потому что больше не может быть художественным руководителем Римас Туминас. И опять же власть перешла к профессиональному, талантливому управленцу...

Фото: Кинопоиск

Кустурица - не театральный режиссёр

Вторая проблема - это то, что сам Кустурица не театральный режиссёр. Да, он талантливейший режиссёр в кино. Но у него нет хоть сколько-нибудь заметных, нашумевших театральных постановок или хотя бы высокохудожественных. 

Понимаете, когда театральные режиссёры - тот же Фоменко, Эфрос, Захаров идут в кино, то они снимают блестяще. Анджей Вайда и Ингмар Бергман уже были знаменитыми театральными режиссёрами, когда начали свой путь в кинематографе. А вот обратного пути никогда ни у кого не получалось. Самые замечательные кинорежиссёры начинали заниматься театром и терпели полное фиаско. Пример тому - даже наш великий Марлен Хуциев. На подмостках были опыты и у Никиты Михалкова - выдающийся кинорежиссёр и абсолютно безграмотный на сцене. Да я и сам приглашал в наш театр Говорухина - и тоже, увы, провал.

Я думаю, Кустурицу также ждёт провал в этом смысле. Тем более, он не знает великой русской театральной культуры, он вне сложнейшего нашего контекста. Для меня это скорее политическое решение, чем творческое. Я убеждён, что это ни к чему хорошему не приведёт. Режиссёра судят по его спектаклям, а у Эмира, кажется, вообще нет такого опыта. Если кино ещё можно снимать без образования и без опыта, то в театре это совершенно невозможно, это сложнейшее искусство, которое не любит дилетантов.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика