02.04.2021

От гротеска до вечности. Рецензия на книгу Саши Кругосветова "А рыпаться все равно надо – 2"

Профессор РУДН Игорь Булыжников – о новой книге писателя Саши Кругосветова

Фото: Саша Кругосветов

Открываю книгу, начинаю читать первый рассказ. Или скорее заметку об очень личном. «Сыну разбили машину. Совсем новую». Следующий текст начинается: «На книжной ярмарке во Франкфурте». И следующий: «Так бывает. Незначительное событие и незначительные персонажи вызывают несоразмерные последствия». Приходится привыкать к разнообразию тем, мнимому хаосу. 

Настроиться на неожиданный стиль автора удается через две-три страницы. И уже не слышатся случайные ноты в его оригинальных композициях. Из тезисных штрихов возникают законченные картины и глубокие смыслы, порой пугающие читателя непредсказуемостью нашей беспечной колеи.

Можно, например, говорить о частности, о том, как «Зениту» засчитали техническое поражение, потому что кто-то во время игры бросил на поле петарду. Случай необычный, но в целом почти рядовой, большинством читателей забытый, а кому-то и оставшийся неизвестным. Саша Кругосветов стремится, позволяя себе немного иронии, изучить ситуацию, рассмотреть ее со всех сторон, намекнуть на необходимость дальнейшего прояснения всех «что, где, когда, кому выгодно». Но неожиданно обращается к общезначимому вопросу: «Что нам делать с этими неуправляемыми неразумными стихиями, болельщиками и полицией?» Ответа нет. 

Хотя на вопрос «что делать?» у Саши Кругосветова свой ответ, простой в формулировке, но трудный для исполнения: нужно «рыпаться». В это понятие, по Саше Кругосветову, входит многое, в том числе «не быть зомби», «не храпеть», «не плыть по течению». С такими словами писатель обращается к простым читателям, как он называет их, «френдам». В то же время ему есть что сказать и чиновникам: «Полтавская битва давно закончилась. Здесь битва-то попроще. Не битва даже. А работа обычная. Сделай хоть что-нибудь». Если те и другие последуют его совету, то, как заверяет автор, «все у нас получится». 

Но Сашу Кругосветова не упрекнуть в необоснованном оптимизме. Для этого он слишком объективен. Временами он не столько анализирует, сколько фотографирует события для самостоятельного их осмысления другими. Иногда сгущает, добавляет линий от себя, выделяет что-то – но всегда остается правдив. Нет фальши наблюдений даже в том, с чем я был не готов сразу согласиться. Тем более что Саша Кругосветов не настаивает на определенной версии, а предлагает их несколько. Видно уважительное отношение к читателю, которого приглашают поразмышлять, а общий подход скорее научный, чем публицистический. 

Заметим, что тема одного из эссе Саши Кругосветова – книга Игоря Шайтанова из серии «ЖЗЛ», посвященная Шекспиру. Ее автор «подробно анализирует каждую версию, каждый эпизод. Пытается в произведениях Шекспира и его критиков найти ответы на мучительные вопросы». Тем же путем идет и Саша Кругосветов. Однако на этом он не останавливается, как и литературовед, обратившийся к шекспировскому творчеству. «Постепенно, шаг за шагом, Игорь Шайтанов ведет нас из мира Англии эпохи Тюдоров в параллельный мир, мир сонетов и пьес».  Саша Кругосветов ведет нас от мира социальных и политических проблем, недолгого хайпа к философским обобщениям, культурным явлениям, способным остаться в вечности. Беглые описания складываются в единую картину. Одно влечет за собой другое, связи между событиями и людьми усложняются, но очень плавно, так что переход от социального гротеска к чему-то иному не сразу фиксируется сознанием.

Наброски пунктиром нельзя разбить на элементы для независимого анализа, что лишь подтверждает признаки настоящего искусства. Еще один признак – многозначность толкования, хотя возможность по-разному определить полученный рисунок дополнительно осложняет его определение.  Но, как сказал Сальвадор Дали: «То, что я порой и сам не понимаю смысла своих произведений, совсем не означает, что его в них нет».

Саша Кругосветов в чем-то близок этому великому художнику – замыслом композиции, необычностью образов, наглядностью и дополнительными символическими их значениями. Образ ведь – тоже способ передачи информации. А лингвистический гротеск, если не побояться войти в него следом за автором, потрясает и открывает для мышления новые горизонты.

Саша Кругосветов – писатель, куратор Санкт-Петербургского отделения Интернационального Союза писателей, член Союза писателей России, член Международной ассоциации авторов и публицистов APIA (Лондон). 

Премии фестиваля «РосКон»: «Алиса» (2014), «Серебряный РосКон-2015», «Золотой РосКон-2019»; Международная премия имени В. Гиляровского 1 степени, 2016; финалист премии «Независимой газеты» «Нонконформизм»-2016, 2017, 2018; Гран-при международного конкурса Франца Кафки 2018; Лауреат Лауреатов Международного конкурса «Новый сказ» памяти П.П. Бажова, 2019; Лауреат Международной премии «Кафка – Синий кристалл», 2020; Лауреат I степени премии «Литературной газеты» имени А. Дельвига, 2020. 

Булыженков Игорь Эдмундович, кандидат физико-математических наук, руководитель Центра исследовательских международных проектов МФТИ в.н.с. ФИАН, профессор РУДН

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика