Новости дня

19 апреля, понедельник













18 апреля, воскресенье












17 апреля, суббота



















sobesednik logo

В "Угрюм-реке" Балуев заливает горе водкой, а Софья Эрнст ломает любимого о колено

02:07, 18 марта 2021

В "Угрюм-реке" Балуев заливает горе водкой, а Софья Эрнст ломает любимого о колено
Фото в статье: Анна Митрохина / пресс-служба «Первого канала»
Фото в статье: Анна Митрохина / пресс-служба «Первого канала»

На «Первом канале» идет показ нового сериала, снятого режиссером Юрием Морозом.

Это вторая экранизация одноименного романа Вячеслава Шишкова. Главные роли играют Александр Балуев, Александр Горбатов и Юлия Пересильд. Зрители и критики, конечно, уже сравнивают старый черно-белый фильм Ярополка Лапшина 1968 года и новую экранизацию, отмечая ее, может, и чрезмерную «красивость». Но на экране действительно есть на что посмотреть – прекрасные натурные съемки, пейзажи, великолепный актерский ансамбль. В конце концов, для нынешней «Угрюм-реки» было создано больше сотни костюмов.

О сериале нам рассказали его главные герои – Александр Балуев, сыгравший предпринимателя Петра Громова, и режиссер Юрий Мороз.

Справка

На протяжении шестнадцати серий разворачивается история семьи Громовых. Происходит она на стыке XIX и XX веков – во времена золотой лихорадки в Сибири. Петр и Прохор Громовы, отец и сын, влюбляются в красавицу Анфису. Из ревности, в мутной надежде избавиться от соперника отец поручает Прохору пройти опасную Угрюм-реку, обрекая его на верную смерть.

Съемки сериала проходили с лета 2019-го по январь 2020 года на Урале, в Белоруссии, в Суздале, Кинешме и Подмосковье.

Александр Балуев: Я не хотел бы жить, как Громов

– Петр Громов – это сильный характер и несчастная судьба, – говорит о своем персонаже Александр Балуев. – Его губит собственная страсть. Он нашел опору в благополучии, которое не сам приобрел. Однозначно не скажешь, отрицательный он или положительный герой. Он – как сама жизнь. Он мечтает покорить Сибирь, но отправляет сына – то ли за мечтой, то ли на смерть. Любит одну женщину, но живет с другой. Сплошные противоречия и оголенные чувства.

Мне было интересно понять, что страсть может сделать с человеком. Для меня эта роль была возможностью небанально относиться к привычному. Я не хотел бы и не собираюсь жить, как Громов, но повариться в этом чувственном замесе мне было интересно. Он ослеплен страстью, а когда понимает, что натворил, заливает боль водкой и живет в каком-то бреду. Но... ищет выход.

А если сравнивать со старой картиной?

– Для меня 4-серийный фильм 1968 года – некий ориентир хорошего кино, но не в качестве исполнения, а в качестве тщательного подхода к роли и характеру. Нельзя отказываться от того, что было в советском кинематографе, только потому, что он советский. Там было очень много хорошего. Но сохраняя то хорошее, мы, надеюсь, смотрим на ту историю заново и проводим параллели с нашей жизнью.

Интересно, что при просмотре сериала кажется, что он снят вот прямо вчера-позавчера, когда и Сибирь, и Урал, и Москву завалило какими-то совсем дикими снегами. Но на самом деле сложность была как раз в отсутствии настоящей зимы. Зимой 2019 года, когда мы снимали, было мало снега, поэтому у нас в картине очень много искусственного снега и ненастоящего мороза.

Юрий Мороз: Был бы девушкой – влюбился бы в Прохора

– Да, прошлая зима была малоснежной, поэтому на создание зимы уходило много времени, – подтверждает режиссер Юрий Мороз. – Надо было ждать часа три, пока объекты засыпят снегом. Мы снимали холодную снежную зиму и во время проливного дождя, и когда солнце грело зеленую траву. Надеюсь, вы этого не заметите. Слава Богу, в «Угрюм-реке» масса приключений, авантюр – с одной стороны, любовные истории – с другой, а с третьей – мы видим, что происходит с человеком, если он не ограничен ни в чем. Так что зрителю некогда будет обращать внимание на то, идет ли у актеров пар изо рта.

Вы отступали в своем фильме от романа?

– Сценарий в чем-то отличается от романа. В романе взаимоотношения Нины (Софья Эрнст) с Протасовым романтические и платонические, у нас – нет. Отчасти это связано с тем, что Нина изменилась – от девочки, которая собирает бабочек и прикалывает их в гербарий, до властной женщины, которая в итоге любимого человека сломала о колено.

Первая половина сериала – больше про путешествия героев и события в деревне. Во второй части все завязано на любовном треугольнике (Прохор, Нина, Протасов), а также на той трансформации, которая происходит с Прохором, а потом и с Ниной. В переломные моменты мужчина может сойти с ума или, как в романе, спрыгнуть с башни, а женщина все равно остается как база, как основа жизни. Нина становится хозяйкой того, что сделал и построил Прохор.

Без Александра Горбатова не получилось бы такого Прохора, да и фильма бы не было. Может быть, Саша Горбатов немного резковат, он очень самодостаточный и даже колючий, но это то, что нужно для Прохора Громова. Прохор безграничен в своих проявлениях, чувствах и поступках. Он необразованный и неверующий человек, верит в природное начало, в Синильгу. Его сила неразумная. А сила должна быть ограничена – разумом, например. Но я бы, честно, влюбился в него, если бы был девушкой! – смеется режиссер.

Кадр из сериала

Как Анфиса?

– Да, она у нас рыжая ведьма, она вообще другая по отношению ко всем остальным. У рыжих людей всегда какая-то особенная жизнь и судьба, не знаю, почему так. Анфиса – всеобщий раздражитель. Если все жмутся по углам, то она выйдет в центр зала. Я думаю, что автор романа Вячеслав Шишков любил Достоевского, у которого в «Братьях Карамазовых» такой же любовный треугольник: отец, сын и женщина вольного поведения. И это женщина, которая разбивает сердца мужчин, инфернальная, эмоционально неуравновешенная, пьющая, гулящая, и ей все равно, потому что она вот такая.

Сейчас все можно нарисовать на компьютере. И выглядеть это будет натуральнее самой природы. А вы снимали на натуре?

– Да. И часто единственной возможностью снимать в труднодоступных местах был запуск дрона. Например, когда близко к воде подойти невозможно, а хочется показать фактуру – воду и камень.

Были сложные задачи, касающиеся и съемок актеров в труднодоступных местах. Есть эпизод, когда Прохор с Ибрагимом проходят пороги на реке. Но есть только определенный период времени, когда там можно сплавляться. Тяжелая шестиметровая деревянная лодка с тремя взрослыми мужчинами просто садится на мель, дальше ее или кувыркает, или тащит. Нам нужно было поймать момент, когда была высокая вода, чтобы лодка там смогла пройти. И вот привозят эту огромную лодку, 50 метров до воды тащат на руках и запускают не с дублерами, а с артистами.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №10-2021 под заголовком «Почему в "Угрюм-реке" нет пара».

Теги: #Первый канал #сериал

Рубрика: Культура и ТВ

Поделитесь статьей:

Колумнисты

^