"Только финансовый расчет": стала известна истинная причина ссоры Полякова с театрами

«Собеседник» выяснил новые подробности конфликта драматурга Юрия Полякова с некоторыми театрами

Фото: Театры снова жалуются на давление драматурга Полякова // фото: Андрей Струнин

«Собеседник» выяснил новые подробности конфликта драматурга Юрия Полякова с некоторыми театрами.

Писатель Юрий Поляков, возглавляя Ассоциацию драматургов, с 2018 года является и совладельцем компании «Театральный агент». ООО «Театральный агент» («ТА») теперь единственный представитель Российского авторского общества (РАО) по работе с театрами. Это коммерческая организация-посредник, которой РАО отдало все полномочия в лицензировании прав авторов, когда (и если) их произведения используются в театральных постановках.

«ТА» получает свой финансовый поток с авторских отчислений. Театры, мягко говоря, недолюбливают «ТА», полагая, что этот посредник между ними и авторами только раздувает конфликты вместо их урегулирования. А некоторые театральные руководители считают, что Поляков слишком активно использует свое, так сказать, служебное положение. То есть, будучи совладельцем «ТА», Юрий Поляков теперь как бы сам себе всесильный агент по продвижению своих бизнес-интересов.

– У господина Полякова всё стоит на коммерческих рельсах, – поделился с нами «драматургической схемой» Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова. – Он использует все рычаги. И часть прибыли, которая оседает в «Театральном агенте», используется для того, чтобы продвигать пьесы самого Полякова по регионам России. Если там их никто, так сказать, добровольно не ставит, то им просто предлагают: а мы вам денежек дадим. Я знаю это точно от директоров российских театров. Им звонят из этого «Театрального агента» и говорят: если вы поставите пьесу Полякова, мы как организация дадим вам грант (звучала сумма в миллион рублей) на постановку – проспонсируем. Ну а театр, если поставит, будет потом отчислять Полякову авторские.

К слову, авторы, чьи пьесы ставят в театрах, получают очень даже неплохо. Например, в том же Театре Вахтангова автор за два года, пока идет спектакль по его пьесе, может получить порядка 6 млн рублей.

Например, Юрий Поляков от МХАТа имени Горького за два года (2017–2019) получил 3 млн 750 тысяч авторских отчислений. Но, вот беда, теперь это прекратилось. Как только МХАТ снял с репертуара пьесы Полякова, оставив один спектакль, который идет раз в два месяца, Юрий Поляков разносит театр по всем кочкам.

– За жалобами на якобы притеснение его творчества – только финансовый расчет, – подтверждает нам Кирилл Крок. – Почему, например, он так рьяно защищает экс-руководителя театра «Модерн» госпожу Врагову? А потому, что там тоже шла его пьеса. За три года он получил за нее 530 тысяч. А когда Врагову сняли, пьеса идти перестала. Так-то он Врагову и знать никогда не знал. Ничего плохого нет в том, что человек так упорно продвигает себя, но, мне кажется, не все методы хороши. Нельзя распространять заведомую ложь о тех театрах, где не хотят твоих пьес. Жаль, человек даже не понимает, что все его достижения остались в 80-х годах, и с тех пор он стремительно падает вниз по всем фронтам, называя Шаламова и Солженицына стукачами НКВД.

Эмоции Кирилла Крока легко можно объяснить. С тех пор как Театр Вахтангова отказался играть пьесу Полякова «Козленок в молоке», они стали врагами. Дело дошло и до суда, и до нажимания всех «патриотических» педалей – мол, худрук Туминас родом из Литвы и якобы враждебен русской культуре.

«Собеседник» ранее уже поднимал тему скандалов между Юрием Поляковым и московскими театрами. Готовы вновь предоставить Юрию Михайловичу слово для ответа.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №01-2021 под заголовком «Кто держит подмостки».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика