Константин Баканов: Бэнкси нужно учиться у Пелевина

Колумнист Sobesednik.ru — о том, выиграет или проиграет таинственный уличный художник Бэнкси от раскрытия своей личности

Фото: «Метатель цветов» // фото: соцсети

Колумнист Sobesednik.ru — о том, выиграет или проиграет таинственный уличный художник Бэнкси от раскрытия своей личности.

Уличный художник Бэнкси, ставший одним из самых дорогих представителей современного искусства, начал получать не только дивиденды от своей игры в прятки с человечеством. Ведомство по интеллектуальной собственности ЕС отказалось признать за ним авторское право на изображение «Метатель цветов», которое появилось в Палестине еще в 2003 году. Потому что он отказывается раскрыть свою личность. А отягчающим обстоятельством, по мнению европейцев, стало то, что художества появляются на недвижимости – домах, заборах – других людей без их разрешения.

Бэнкси недоволен тем, что его «Метателя цветов» зарегистрировала на себя некая фирма, которая теперь может собирать авторские отчисления, например, за сувенирные открытки. С одной стороны, свободного граффитчика можно упрекнуть в том, что он опустился до тяжб за авторские права, а это совершенно не в его стиле. К тому же Бэнкси вряд ли страдает от безденежья: его работы продаются на аукционах за миллионы долларов. С другой стороны, художнику-бунтарю, грубо говоря, западло, что какие-то ушлые капиталисты не просто наживаются на его работах, но и присваивают их себе.

Европейское ведомство пока очень нелояльно к Бэнкси: даже открытый им только для решения юридических формальностей лондонский магазинчик смотрители за авторскими правами раскритиковали, указав, что цель была не в том, чтобы торговать, а в том, чтобы обойти закон. Но вопрос с художником может быть решен, если он раскроет свою личность и зарегистрирует на себя все свои изображения.

Бэнкси вряд ли пожертвует своей главной фишкой. Но, проиграв системе, он, бесспорно, выиграет морально: уличная борьба с миром несправедливого капитала выйдет на новый уровень. А вот с кого бунтарю следовало бы взять пример, так это с нашего Виктора Пелевина. У того в области авторских прав все схвачено. Писатель доказал, что можно подписывать договоры с издательством, обладая вполне реальными документами и ФИО – и при этом оставаться невидимкой, недоступным для публичной сферы человеком даже в мире, где царствуют всезнающие «Гугл» и «Яндекс».

В Бэнкси бунтарства больше, чем отшельничества. А креатива еще больше: вспомним его работу, самоуничтожившуюся после продажи на аукционе. Если уж он посмеялся над теми, кто отстегнул ему денег, то на укравших его права управу наверняка найдет.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №36-2020 под заголовком «Бэнкси нужно учиться у Пелевина».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика