Перанов Олег
06.09.2020

"Самая обаятельная и привлекательная" извинялась перед Ельциным за Урал

Знаменитой советской киноленте «Самая обаятельная и привлекательная» исполняется 35 лет

Фото: Фото в статье: кадры из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

Сотрудница НИИ Надя Клюева никак не может найти мужа. В этом ей вызывается помочь подруга юности Сусанна со своими новейшими научными методиками. Узнали фильм? Sobesednik.ru решил собрать воспоминания актеров и создателей киноленты.

«Самая обаятельная и привлекательная», лирическая комедия, к/с «Мосфильм», 1985 г.

  • Хронометраж: 80 минут
  • Бюджет: 500 тысяч рублей
  • Авторы сценария: Анатолий Эйрамджан, Геральд Бежанов
  • Режиссер: Геральд Бежанов
  • В ролях: Ирина Муравьева, Татьяна Васильева, Александр Абдулов, Леонид Куравлев, Михаил Кокшенов, Лариса Удовиченко, Людмила Иванова, Александр Ширвиндт и другие

Татьяна Васильева довела режиссера до сердечного приступа

– Я хотел снять фильм с доброй человеческой историей, милыми героями и благополучным финалом. И еще – чтобы киношные ситуации были понятны и узнаваемы в реальной жизни. Этот рецепт придумали в Голливуде, но потом забыли. А я им всегда пользуюсь. Мои комедии говорят о том, как найти счастье в жизни. Для этого надо сделать всего один шаг, только сделать его надо обязательно, – признается «Собеседнику» один из авторов сценария и режиссер картины Геральд Бежанов.

Сценарий Бежанов вместе с Анатолием Эйрамджаном писали специально под Ирину Муравьеву. Но сама актриса, когда его прочитала, играть отказалась: не понравилось. Геральд Суренович долго уговаривал Ирину, караулил у служебного входа театра, пробовал повлиять через ее супруга – режиссера Леонида Эйдлина, – но все было тщетно.

– И вот тогда Геральд меня бросил на амбразуру: мол, ты женщина и лучше с ней договоришься, – смеется директор картины Галина Белинская. – Я приехала к Муравьевой и честно сказала: «Это моя первая картина. Помогите!» И она согласилась.

Если с остальными актерами все было сразу утверждено, то на роль Сусанны режиссер искал актрису долго. Например, приглашал Любовь Полищук, но та отказалась – была занята в другой работе. Предлагал Инне Чуриковой.

– Мне показалось, что Инна слишком глубокомысленно начала рассуждать о роли, поэтому у нас не получилось, – признается режиссер.

И тогда пригласили Татьяну Васильеву, о чем потом и Бежанов, и актриса пожалели. Режиссер требовал от всех актеров играть роли строго по тексту, вплоть до запятой, а Васильева пыталась импровизировать.

– Я вспоминаю эту работу как пытку! Такая мука! – делится в разговоре с нами Татьяна Григорьевна. – У нас с режиссером все время были споры, меня от него трясло.

Однажды Васильева пришла на площадку с ярко-рыжими волосами. Причем до этого уже снималась блондинкой. Режиссер пришел в ярость! Как быть?! Ведь в отснятых эпизодах актриса с другими волосами!

– Да, я перекрасила. А что за трагедия? Женщина не может перекрасить волосы?! В этот момент я снималась еще в другом фильме, где меня перекрасили. Я даже не думала, что такая реакция будет у Бежанова, – говорит актриса.

Режиссер тогда так возмущался на съемочной площадке, что его увезли в больницу с сердечным приступом. Три недели он провел на больничной койке. Потом Татьяне Васильевой пришлось сниматься в белой шапочке. Кстати, в фильме снялся и Георгий Мартиросян, в то время муж актрисы. Его можно заметить в эпизоде, когда героини сидят в ресторане. Там же мелькает молодой эстрадный певец Владимир Маркин: играет на сцене на саксофоне.

Кокшенов одолжил Ширвиндту свои красные «Жигули»

Сложные отношения у режиссера сложились и с Александром Абдуловым, который сыграл в фильме красавчика Володю Смирнова. Однажды артист сказался больным, а сам улетел с концертами на две недели на Сахалин. Съемки эпизодов с ним на это время остановились, и это здорово ударило по бюджету фильма.

По сюжету во время обеденного перерыва Гена (Владимир Носик) и Надя (Ирина Муравьева) играли в настольный теннис. Чтобы научить актеров пинг-понгу, режиссер нанял для них тренера. Во время одного из занятий Носик подвернул ногу. Потом оказалось, что случился перелом пальца на ноге. Съемки в фильме артист провел с гипсом на пальце, в некоторых сценах можно заметить, как он прихрамывает.

Почти все актеры снимались в своей одежде. На заказ сшили лишь костюм для Лёши Пряхина (Михаил Кокшенов), а еще прикупили в валютном магазине «Березка» вельветовые джинсы для главной героини. Ирина Муравьева в конце фильма появлялась в своих собственных платьях и беленькой шубке, а красная шляпа на ее героине принадлежала Татьяне Васильевой.

Помните, как героиня Муравьевой примеряет кепочку с помпончиком, а Миша Дятлов (Леонид Куравлев) говорит, что Надя в ней похожа на клоуна Олега Попова? Это была личная кепочка Ларисы Удовиченко (Люся Виноградова). Японский халат, в котором появляется Сусанна, Васильева позаимствовала у своего супруга Мартиросяна. А машину – красные «Жигули», на которых в картине ездит муж Сусанны (Александр Ширвиндт) – предоставил Михаил Кокшенов.

Весь фильм сняли, не выезжая из Москвы. Квартиры героев и конструкторский отдел снимали в павильонах «Мосфильма». А проходную НИИ устроили на одном московском заводе. Здание и коридоры, в которых работают герои, снимали в реальном НИИ.

– Притащили туда аппарат с газированной водой. Помните, как Куравлев заставлял Кокшенова пить газировку, чтобы та не досталась Ширвиндту: «Вода только для сотрудников института»? – вспоминает Геральд Бежанов. – Бедный Миша Кокшенов чуть не лопнул. А все потому, что Ширвиндт с Куравлевым постоянно издевались и подтрунивали над ним. Миша не выдерживал и начинал смеяться. В результате сцену сняли только с восьмого дубля, и несчастному актеру пришлось выпить восемь стаканов газированной воды.

3 любопытных факта

1. Сцену в поезде снимали на станции Щербинка, где вагон ходил по кругу.

2. Вместо Аманды Лир (по телевизору у фарцовщика) поет Лариса Долина.

3. Фильм купили 69 стран мира, а в СССР он стал лидером проката 1985 года – 44,9 млн зрителей.

Игорь Ясулович идеально подошел под описание «актер – обшарпанная дверь»

Небольшую роль фарцовщика сыграл Игорь Ясулович.

– Режиссер поставил нам задачу: мне нужен «актер – обшарпанная дверь». Я долго думала, решили пригласить Ясуловича. Мне кажется, попали в цель, – признается Белинская.

Именно с этим эпизодом – диалог с фарцовщиком – после выхода картины возникли проблемы у режиссера. В фильме герой Игоря Ясуловича, удивляясь отсталости Нади Клюевой в вопросах моды, часто повторяет: «Она что, с Урала?!» В то время Свердловский обком партии возглавлял Борис Ельцин, которому зрители пожаловались: мол, «почему нас считают такими уж темными?» Бежанову пришлось писать объяснительную записку руководству «Мосфильма» и приносить извинения жителям Урала.

– Когда я посмотрела фильм, то поняла, что хуже этой картины в моей жизни не было. Глупо всё, бессмысленно! Ведь ни про что! А тогда было время, когда возникало кино «про что», авторское! – признается Ирина Муравьева. – Но прошли годы. Я случайно пересмотрела картину и поняла: хороший фильм! И теперь я им горжусь!

Цитаты:

– Для меня мужчины как класс не существуют.

* * *

– Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!

* * *

– Когда человек пьет, его даже змея не жалит!

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №33-2020 под заголовком «"Самая обаятельная" извинялась перед Ельциным за Урал».

Рубрика: Культура и ТВ

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика