Новости дня

03 августа, понедельник











02 августа, воскресенье












01 августа, суббота











31 июля, пятница










В Третьяковке наступила эпоха застоя

19:33, 09 июля 2020

В Третьяковке наступила эпоха застоя
Выставка «Ненавсегда. 1968-1985» / фото в статье: Андрей Струнин
Выставка «Ненавсегда. 1968-1985» / фото в статье: Андрей Струнин

Через несколько дней после возобновления работы Третьяковская галерея открыла выставку «Ненавсегда. 1968-1985». Это вторая часть околополитической трилогии. Позади «Оттепель», впереди собрание, посвященное перестройке. Посетителей встречают выступлениями товарища Л.И.Брежнева.

Называть выставку, а тем более всю трилогию околополитической, конечно, слишком упрощенно. Но каждый экспонат так или иначе проецируется на общественную жизнь того времени. Культура, контркультура, соцарт, плакаты, бульдозерная выставка и прочие арт-акции тех лет, религиозная мистика, упадок деревни (больше половины деревенских жителей как раз переехали в города), ностальгия по детству – зритель как бы бродит по шкафу, где хранятся экспонаты, фотографии и реплики на тогдашнюю действительность. 

В первых залах тон задают стройки коммунизма, плакаты и прочие титульные проекты власти. Чуть дальше – «Красный квадрат» и «Железный занавес». Отчасти выставка пропитана духом парфеновского проекта «Намедни», но с присущим кураторам галереи профессиональным акцентом на художественную жизнь.

– Одна из проблем – отсутствие консенсуса в сегодняшнем обществе и по отношению к этой эпохе, и по отношению к распаду Советского Союза, – говорит куратор Кирилл Светляков. – Проекции эпохи застоя на современность, конечно, есть. Мне кажется, мы отвечаем на вопрос, что творилось внутри у людей того времени, что привело их к отказу от советского проекта. Время Брежнева часто идеализировано как время социальной стабильности. Люди ценят отсутствие социального напряжения. Люди не бегали так бешено ради зарабатывания денег. У людей появились два выходных и короткая пятница. Это время нужно было занять, оно было резиновое, длилось долго. Поставьте для сравнения какую-нибудь передачу «Международная панорама», где Генрих Боровик говорит: «Сейчас мы с вами посмотрим фильм, минут на пятьдесят, а потом поговорим… Включите сейчас любую телевизионную программу – и вы увидите сумасшествие, чудовищный, истеричный ритм.

Рубрика: Культура и ТВ

Поделитесь статьей:

Колумнисты

^