Владимир Басов на фронте не расставался с эмблемой МХАТа

Народный артист СССР Владимир Басов прошел всю войну. О своем отце нам рассказывает его сын Александр

Фото: Владимир Басов // Фото: скриншот YouTube

Народный артист СССР Владимир Басов прошел всю войну, был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды, в боях был контужен. Победу встретил в звании капитана. Ему даже прочили военную карьеру, но Басов выучился на режиссера. О своем отце «Собеседнику» рассказывает сын Владимира Павловича Александр.

Справка

Народный артист СССР Владимир Басов родился 28 июля 1923 года в селе Уразово Курской области. В звании лейтенанта за образцовое исполнение обязанностей в должности начальника клуба бригады был награжден медалью «За боевые заслуги» в 1943 году. В звании старшего лейтенанта был командиром батареи 424-го минометного полка 36-й минометной бригады 28-й артиллерийской дивизии. 23 февраля 1945 года во главе штурмовой группы обеспечил захват опорного пункта немецкой обороны, в бою был тяжело контужен, за свой подвиг награжден орденом Красной Звезды. После войны окончил ВГИК. Как режиссер снял 19 фильмов («Щит и меч», «Дни Турбиных» и другие), как актер сыграл более чем в 100 фильмах («Я шагаю по Москве», «Приключения Буратино», «Большая перемена» и других). Умер 17 сентября 1987 года.

Несмотря на ад, войну называл прекрасным временем

– Когда папа вспоминал войну, то чаще рассказывал смешные случаи с фронта, а не трагические. У него был такой характер, что он не «пережевывал» дурное, – говорит Александр. – Не любил надевать свои награды, не кичился военным прошлым. Поскольку всегда выглядел моложе своих лет, то мало кто догадывался, что Басов воевал. Он иногда встречался с друзьями-фронтовиками, но ритуала отмечать День Победы у него не было, вообще относился ко всяким ритуалам безразлично. Мог иногда на Пасху покрасить яйца и в шутку рисовал на них серп и молот. Однажды 9 мая мы все-таки пошли с ним гулять по центру Москвы. Папа часто ходил к знакомому бармену в «Националь», тот продавал ему сигареты «Мальборо», которые отец любил курить. И в этот раз зашел туда, а мне велел подождать на улице. И тут ко мне подошел какой-то выпивший ветеран, весь в орденах. Стал на меня нападать: «Мы за вас воевали, а у тебя что за прическа, почему ты в джинсах?!» Вышел папа и не осадил его. Помню, я тогда обиделся на него, а он всего лишь сказал: «Их надо понять!»

В молодости

Десятилетку юный Владимир Басов окончил 20 июня 1941 года. Он уже тогда мечтал о кино. Папа рассказывал: «Вместо институтов мои одноклассники оказались в окопах, вместо занятий науками – строевая, марш-броски с полной выкладкой. Сначала пот, мозольные волдыри из-за неумения правильно навернуть портянки, потом – борьба с самим собой, кровь. В начале войны я получил приглашение в Театр Красной армии, но в моей юношеской голове не укладывалось, как это можно играть, когда нужно палить. Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941 года, на фронте погибали чаще всех. Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать все счастье возраста. Мне надо было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь ее ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Именно тогда я познал цену вечным истинам, и основные понятия – нравственные, философские, просто житейские – открылись мне во всей своей определенности. Человек на войне однозначен, нам не надо было прибегать к изысканно тонким нюансировкам и мучительным копаниям в тайниках души, чтобы понять, хорош человек или плох, друг он или шкура, добр или так себе».

Продал шинель и купил пальто

– Он командовал батареей, стрелял и сам попадал под огневые налеты. Служил в штабе артиллерийской дивизии и на передовой. Занимал должность заместителя начальника оперативного отдела. Составлял карты, мотался по проселкам и бездорожью. Вспоминал: «На войне тяжело. Но человеку свойственно быстро обживаться... Голодали, теряли друзей, держались все-таки… Во время затяжных боев земля дыбилась от артударов с обеих сторон. Из блиндажа выглянешь – и муравью в этом аду не уцелеть. До сих пор вспоминается скамья. Сидят на ней семеро. Сидящий с краю идет в ад. Задача – отыскать обрыв, восстановить связь, вернуться. Если человек возвращается – садится на скамью с другого конца. Опять обрыв, идет следующий. А сражение все яростней. Остается шестеро, потом пятеро, четверо, трое… Очередь строго соблюдается – это неписаный закон».

Ему было чем гордиться, но о его подвигах можно было узнать только с чужих слов. Так, в отчете замполита говорилось: «Тов. Басов, работая командиром батареи, показал себя храбрым офицером, хорошим организатором, инициативным и волевым командиром, как артиллерист хорошо подготовлен. В боях за город Приекуле тов. Басов точной корректировкой огня батареи уничтожил 6 боевых точек, 3 блиндажа, 62 солдата и офицера противника, подавил огонь минбатареи, отбил контратаку противника, чем обеспечил беспрепятственное продвижение нашей пехоты на своем участке…»

Когда отца спрашивали, кричал ли он знаменитое «За Родину! За Сталина!», он рассказывал один смешной случай: «Бывало. Этого не понять, если сам не видел войны. Это же не кино, пули всамделишные, и смерть всамделишная, и немцы. Видел такую сцену: пожилой боец стреляет из противотанкового ружья и жутко матерится. Причем так громко, что командир слышит. А в тот день мы впервые увидали «тигры». Все были на взводе. После боя взводный его спрашивает:

– Малахов, что ты там орал?

– Как что, товарищ лейтенант? За Родину, за Сталина!»

С боевыми товарищами на фронте

На фронте Басов занимался и художественной самодеятельностью – организовал на передовых позициях серию концертов. Они дали более 150 таких концертов. Бойцам нравилось и самим участвовать, и смотреть такие выступления. В одном из писем своей маме он писал: «У меня дом под землей из двух «комнат». Каждая – как наша новогиреевская. Вечером затапливаем печи (днем нельзя, немцы видят и открывают артиллерийский огонь), зажигаем лампы (десятилинейные), в ход идут гитары и баян. Собираются командиры (много москвичей), приходит комдив – незаметно проходит ночь. Я обтянул трофейным немецким плащом нары и стену – получился кожаный диван, и на нем я наклеил белую чайку (эмблему Художественного театра)».

После войны отец служил в артиллерийском полку, который обслуживал военную академию. Однажды он набрался смелости и пошел к маршалу Чистякову. Поговорили с ним о том, что человек имеет право на исполнение мечты, он признался, что хочет заниматься кино, а не быть дальше военным. Маршал отпустил. Папа продал шинель и купил демисезонное пальто. Так и стал гражданским лицом. Признавался, что ему было непросто привыкнуть к мирной жизни – они же умели только стрелять. Да и фронтовое образование котировалось тогда гораздо выше, чем академическое. Но все четыре года войны он не переставал думать о режиссерском поприще и все представлял себе, как снимет фильм о фронте. Хотя потом такой фильм он так и не снял.

Папа рассуждал так: «Возможно, кто-то со мной не согласится, но я бы для выпускников сорок первого года попросил одну привилегию – право без очереди получать билеты на спектакли, выставки и концерты, кинофильмы и спортивные состязания. Потому что родившихся в двадцать третьем меньше всего в живых осталось. Да и в юности они многого не добрали».

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №25-2020 под заголовком «Владимир Басов на фронте не расставался с эмблемой МХАТа».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика