"Отдай свою душу": шаманские практики и сделки с дьяволом для искушенных

Sobesednik.ru — о дебютном полном метре Харольда Хельшера, который увлекся африканскими поверьями, но забыл о саспенсе

Фото: Кадр из фильма "Отдай свою душу" // Фото в статье: скриншоты с YouTube

Sobesednik.ru — о дебютном полном метре Харольда Хельшера, который увлекся африканскими поверьями, но забыл о саспенсе.

Издревле многие африканские племена воспринимали шаманов, как избранных, божественных посланников, способных исцелять и общаться с душами предков. Были и те, кто боялся наделенных таковой силой людей. Противники колдовства считали, что шаманы способны нанести вред, обречь на муки живых, заключив сделку с дьяволом или воскресив мертвецов.

Когда-то шаман Лазарус (Чамано Себе) числился в ряду тех, кого почитали, но ровно до тех пор, пока его жизнь не омрачилась трагедией, вынудившей его обратиться к темным силам. Теперь он – демон, блуждающий путник, находящийся в вечных поисках.

В прологе он навещает одного умирающего старика и проводит над ним некий обряд. Изо рта жертвы вылезает мотылек, предназначающийся для поедания таинственному ребенку, которого Лазарус всюду таскает с собой в мешке. Фокус переводится на события 1977 года. Потерявшая родителей Мэри (Кейта Луна) переезжает с тетей Сарой (Инге Бекманн) и дядей Уильямом (Гарт Брейтенбах) на старую ферму в ЮАР, принадлежавшую когда-то отцу Уильяма. Вскоре девочка встречает в лесу Лазаруса, который обманом набивается к семье в помощники по хозяйству, чтобы заполучить новую добычу.

Южно-африканская культура богата на неисчисляемое количество мистических легенд и реальных историй о колдовстве. В своем первом полном метре Харольд Хельшер связывает сразу несколько поверий – о воскрешении мертвецов, сделке с дьяволом и мотыльках, уносящих души умерших. Звучит красиво, но получается не всегда ровно, местами скучно и совсем не страшно. 

Линия с самым сильным потенциалом в фильме – связанные с прошлым Лазаруса флэшбеки, которые были, однако, слишком мимоходными, хотя могли бы вырасти в интересную, трагичную и жуткую историю. Хотя пласт картины составляют легенды о темной магии, информации о ней выдано среднее количество, видим мы только ее последствия для личности колдуна, из раза в раз один и тот же обряд пожирания души и минимум конкретики о процессах сделки с дьяволом и воскрешении мертвецов, положивших начало веренице событий. Сквозь пальцы утекает и история о трагедии, произошедшей с дочерью Лазаруса, а также драматургия, связанная с потерей близкого и отказом принятия его смерти.

Основная линия выглядит так, как ей полагается по сюжетным клише. Семья со своими внутренними неурядицами заезжает в старый дом, ребенку начинает угрожать опасность, из взрослых чует неладное только женщина, а мужчина продолжает жить, как ни в чем не бывало. Естественнее всего тут ведет себя только девочка, которой в силу возраста свойственно доверять незнакомцам и проявлять любопытство к подозрительным вещам. Подозрительность же Сары выглядит местами чересчур нарочитой, а Уильям порой ведет себя настолько доверчиво, что в эти моменты кажется, будто двигателями сюжета и источниками всех бед являются его простодушие и нерешительность.

Из пугающего картина предлагает мало. Как и в случае с драматургией, фильм, пытаясь напугать, тормозит на половине пути. Вот вроде и старый скрипучий дом, где как на радость нет света, и визуально пугающий демон, и новоприезжая семья, но все они как-то обходят друг друга стороной. Зрителю же в этом плане остается довольствоваться единичными, словно по учебнику сделанными скримерами и жутким образом девочки в мешке – самое дискомфортное, что есть в ленте. Чуть лучше развивается фильм уже ближе к самому концу, когда дело доходит до кульминации, но никакой жути или завораживающих обрядов по-прежнему не выплывает. Вырисовывается лишь долгожданный знак бесконечности (в оригинале фильм называется «8»), который нередко отождествляется с образом Уробороса — змеи, поедающей собственный хвост, и обозначенной Мэри проводником в иной мир.

Развязка также не представляет из себя ничего нового, но все же несколько обманывает ожидания. Возможно, дело в совпадении, но еще более зловеще происходящее выглядит, в связи с победой в 1977-ом году на Парламентских выборах в Южной Африке Балтазара Форстера — националиста, сторонника гитлеровской Германии, организатора полицейского режима и руководителя апартеида.

Идеи Хельшера созвучны, но национальные легенды и потенциально сильная драматургия словно так и остаются на этапе зарождения, либо глохнут на середине. За их отсутствием картина не умудряется даже напугать. Увы, но фильм выглядит усредненным и совсем не страшным хоррором. Хотя мог быть нестрашным, но интересным, или наоборот.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика