Новости дня

29 марта, воскресенье

28 марта, суббота













27 марта, пятница






























Необыкновенный концерт: Борис Березовский и Российский национальный оркестр

13:50, 20 февраля 2020

Фото: Ирина Шымчак
Фото: Ирина Шымчак

Борис Березовский, один из самых знаменитых пианистов мира, принял участие в концерте Российского национального оркестра.

Пианист Борис Березовский известен не только репутацией виртуоза и многочисленными профессиональными трофеями (в числе коих – I премия и Золотая медаль, завоеванные на Конкурсе Чайковского в 1990 году, престижные премии ECHO Klassik, Choc de la Musique, Gramophone Award, BBC Music Magazine Award, Diapason d'Or, которых в разные годы были удостоены его записи), но также своей склонностью к экспериментам. Один из них – отказ от дирижеров в концертах, в которых Борис принимает участие как солист, – стал некоторое время назад среди меломанов причиной бурных прений, не утихающих и по сию пору. И впрямь, не всякому оркестру по плечу справиться с такой непростой задачей, особенно если солист при этом не делает ни малейших попыток взять на себя дирижерские функции. Однако Российский национальный оркестр не зря считается одним из лучших в мире. Концерт, который состоялся на днях в Большом зале консерватории в рамках именного абонемента РНО, в очередной раз подтвердил высочайший класс коллектива. 

Фото: Ирина Шымчак

Программу вечера открыла увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки, сыгранная оркестром на одном дыхании, слаженно и весьма темпераментно. Затем к роялю, расположенному на сцене необычно – таким образом, что солист оказывается практически скрыт за инструментом, в гуще оркестра, но зато не в профиль, а лицом к публике, – вышел Березовский. Концертная фантазия соль мажор – сочинение далеко не столь популярное, как другие произведения Петра Ильича Чайковского для фортепиано, скажем, Третий и уж тем более известный буквально каждому Первый фортепианные концерты. Его включение в программу стало изящным оммажем премьере, которая состоялась 135 лет назад, в феврале 1885 года, когда Фантазия впервые была представлена московской публике в Большом театре в исполнении Сергея Танеева и Симфонического оркестра Русского музыкального общества под управлением Макса Эрдмансдёрфера. Нынешнее исполнение Фантазии Борисом Березовским и Российским национальным, ведомым только концертмейстером оркестра Алексеем Бруни, вряд ли раз и навсегда снимет с повестки дня вопрос о необходимости или же, напротив, необязательности профессии дирижера, но, во всяком случае, даст наиболее горячим спорщикам по обе стороны баррикад новую обильную пищу для рефлексии. Что же до слушателей не столь искушенных, то их восторженные овации говорили сами за себя и неоспоримо свидетельствовали о том, что эту экспериментальную попытку стоит как минимум отнести к зачетным. 

Фото: Ирина Шымчак

Однако настоящего апогея взаимопонимание солиста и оркестра достигло во втором отделении во время исполнения Концерта №2 для фортепиано и оркестра Иоганнеса Брамса – одного из  величайших фортепианных концертов не только благословенного XIX века, но и, пожалуй, за всю историю человечества. В этот вечер он прозвучал упоительно свежо, искренно и волнующе, и нашел отклик, кажется, у каждого из присутствовавших в зале. Бисировал Березовский вновь неслучайным сочинением – зажигательно, хоть и в сокращенном виде, сыграв пьесу «Февраль» из цикла «Времена года» Чайковского и тем самым напомнив всем нам, что «скоро Масленицы бойкой закипит широкий пир». А затем удалился, предоставив оркестру самостоятельно вернуться к Брамсу и исполнить для неутомимо аплодирующей публики всенародно любимые хиты - Венгерские танцы №1 и №5.

Фото: Ирина Шымчак

Впрочем, оригинальность Бориса Березовского проявилась не только в отказе от дирижера и нетипичном расположении инструмента на сцене. Между исполнением двух оркестровых бисов ББ появился на сцене вновь, на этот раз с микрофоном в руках, чтобы в лучших традициях рок-концертов поименно представить публике музыкантов оркестра – особо были отмечены концертмейстер группы виолончелей Александр Готгельф, концертмейстер группы альтов Сергей Дубов, «лучший фаготист в мире» Андрей Шамиданов, флейтист Константин Ефимов, а об Алексее Бруни и вовсе было сказано, что Алексей Михайлович не только замечательный скрипач, но и прекрасный поэт, и что, может быть, «в следующий раз он нам еще и стихи свои почитает». Что ж, поживем – увидим! Следующий концерт РНО и Бориса Березовского – 12 июня 2021 года.

Полина Харитонова

Рубрика: Культура и ТВ

Поделитесь статьей:
Колумнисты

^