Татьяна Устинова: Я не люблю себя

Отметившая 20 лет писательской карьеры Татьяна Устинова рассказала о неуверенности в себе, творческом кризисе и любви

Фото: Татьяна Устинова // фото: Александр Алешкин

Автор детективных романов Татьяна Устинова отметила 20 лет своей писательской карьеры. О творческом кризисе, любви и неуверенности в себе Устинова рассказала нашему корреспонденту.

Татьяна Витальевна, вы написали полсотни книг, а с творческим кризисом знакомы?

– Конечно! Мысли не приходят месяцами и годами. У меня было однажды, что я за два года написала одну книгу. И то издатель стоял надо мной, говоря, что я должна это сделать. Мы скандалили, я рыдала, но книжку дописала. Так он помог мне выбраться.

А всегда писатели, работая над романом, переносятся в другую реальность?

– Я очень сочувствую героям. Помню, как однажды во время работы в комнату вошел муж и я, заплаканная, поворачиваюсь к нему. На вопрос Жени: «Что случилось?» – искренне ответила: «Ну как что? Он ее бросил и ушел, забрав собаку». От мужа услышала, что он всегда знал, что женат на сумасшедшей. Этой фразой, кстати, заканчивается мой роман «Личный враг». Мне так хотелось эту фразу куда-то вставить, что решила поставить ее в конце произведения. И уже остальные события романа подстроила под эту фразу. Как говорит мой муж: это как дачу пристроить к унитазу.

Когда-то вы признались, что долгие годы были неуверенной в себе. Отношение к себе изменило материнство?

– Дело не в материнстве. Для мужа всю жизнь я самая красивая, неважно, двести килограммов весила или меньше. Я верила его словам, но когда я не могла себе купить одежду, это, конечно, расстраивало. Ко мне, молодой женщине, каждую неделю приезжала скорая. За меня взялась мой знакомый врач. И дальше пошла медицинская программа, никак не связанная с диетами. Вот эта нелюбовь к себе с внешностью не связана никак. Это то, за что цепляется сознание, вот я недовольна собой, а чем конкретно – не знаю.

А сейчас любите себя?

– Я не люблю себя. У меня очень много к себе претензий. Можно быть собой довольной: я поддержала маму, не дала пропасть подруге, оплатила операцию знакомым, у которых болеет ребенок, уговорила мужа бросить работу на три дня и поехать отдохнуть – тут я молодец. К любви к себе это не имеет никакого отношения. Развитие личности происходит из недовольства собой. Нужно говорить с собой, спрашивать у себя, что тебе от себя еще нужно. Вот это и есть жизнь, а нелюбовь к себе – кому это нужно?

Вы в браке больше 30 лет. Что же все-таки главное в отношениях, что дает людям прожить вместе такие долгие годы?

– Любовь. Я считаю, что она или есть, или ее нет. Это третье существо, а не какой-то химический момент. Оно живет с вами, оно может умереть, может уйти, и вы его не остановите. Когда есть любовь, вы интуитивно будете знать, где промолчать, когда кричать. Мой Женя – ну он такой «зажигательный» мужчина. Порой весь вечер сидит молчит, но все равно я жду, когда муж приедет домой. Когда он заходит, фейерверки не бомбят, искры не зажигаются, но нам вместе лучше, чем порознь.

Есть люди, кому вы можете сказать спасибо за то, кем являетесь сегодня?

– Моя любимая младшая сестра Инна, с которой мы не могли жить друг без друга. Ее не стало в прошлом году. Мой дедушка, за которого пряталась, когда в детстве меня снежками забрасывали мальчишки. Мой муж, который  поддерживал, когда меня увольняли с работы, а меня то и дело увольняли. Слава Умановский объяснял, когда я не понимала, из чего состоит журналистская деятельность. Елена Малышева учила меня отношению к жизни, когда начинали вместе программу «Здоровье». Издатель Олег Новиков, который знает обо мне все и о тяжелых моментах в моей семье. Это люди, у которых я училась жить, спрашивала совета, за чьими спинами я могла укрыться. Я поэтому не верю в мир одиноких людей. Человеку нужны подпорки.

Татьяна с мужем Евгением и сыновьями Михаилом и Тимофеем

Режим питания нарушать нельзя!

– Мы все очень любим есть, едим все подряд. Мужчины любят мясо, я предпочитаю рыбу. Если у меня нет сил готовить и то и другое, то мальчики едят стейк, а я салат. Я не голодаю, ем небольшими порциями. До медицинских моих процедур мне нужно было ведро щей, а сейчас я обхожусь тарелкой, но это щи, сваренные на мясе с косточкой, с картошкой, как варила бабушка. К счастью, я равнодушна к сладкому и мучному, а мужчинам пеку пироги с мясом и рыбой. Обожаю колбасу. Кстати, самая вкусная – в Риге! Сегодня вечером будут котлеты, надо напомнить помощнице вытащить фарш из холодильника. Да, у меня есть помощница. Не буду врать, как это сейчас модно, что я с утра вымываю полы, натираю окна, а потом метелочкой из перьев обтряхиваю пыль с графина – нет, конечно.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика