Новости дня

18 января, суббота















17 января, пятница





























Новое – это хорошо добытое старое: классика кино снова в прокате

04:08, 12 декабря 2019
«Собеседник» №47-2019

Кадр: фильм «Форрест Гамп»
Кадр: фильм «Форрест Гамп»

В феврале в наш прокат выходит знаменитый и культовый «Форрест Гамп». Причем, как ни удивительно, это практически впервые: когда-то он в России шел, конечно, но очень ограниченным количеством копий.

Недавно в кинотеатрах показывали четыре шедевра Чарли Чаплина, «Матрицу», «Терминатора», «Калину красную», до этого – «Звездные войны», «Парк юрского периода», «2001: Космическая одиссея», «Титаник» в 3D, «Монстры на каникулах», а через неделю, на радость киноманам, выходит в прокат фильм Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами».

Старые фильмы выходят не только накануне выпуска новых частей франшиз. Иногда хорошим поводом служит цифровая или трехмерная реставрация к юбилею давнего блокбастера. Причем эти фильмы идут по стране довольно широко.

Интересная тенденция?

Но Алексей Бажин, глава прокатной компании «Иноекино», выпустившей восемь таких старых фильмов только в этом году, считает это не трендом, а плодами хорошей работы.

– Мы занимаемся этим уже десять лет, – сказал он «Собеседнику», – запускаем в прокат фильмы, представляющие собой культурную ценность. Мы эту идею и придумали. Теперь ее подхватили и наши коллеги. Мы долгое время занимались ретроспективами, пока их насмерть не зарегулировал наш Минкульт и пробиваться через дебри и идиотизм бюрократии стало крайне сложно.

После этого «Иноекино» сменило профиль и стало «катать» культовые фильмы прошлых лет – причем по всей стране, а это сотни и тысячи сеансов. «Нам насовали палок в колеса, а мы как-то сумели выкрутиться и, наоборот, расшириться», – говорит Бажин.

Общими усилиями разных прокатчиков, уловивших, так сказать, запрос публики, такой прокат стал действительно масштабным. При этом прокатчики не гонятся за огромным охватом, перезапускам это не нужно. И например, «Иноекино» тратит усилия и деньги не столько на рекламу, сколько на лекции, акции и книжки. «Да, я вижу в этом и просветительскую миссию», – говорит нам Бажин без всякого пафоса.

Если «Иноекино» занимается зарубежными фильмами, то «Искусство кино» перевыпускает советскую классику: «Калина красная», «Сталкер», «Асса», «Зеркало» и вот под Новый год обещает «Солярис».

Крупные прокатные компании, мейджоры, не очень интересуются этим направлением, у них задачи другие и объемы, ну и миллиарды, так сказать, пожирнее.

Зато большая тройка киносетей – «Каро», «Киномакс» и «Формула кино» – все более охотно работает со «старым» прокатом, как и культовые успешные одиночные кинотеатры в крупных городах.

– Это еще не массовое явление, но далеко не маргинальное уже, – разъясняет Бажин. – И таких людей, кто ценит хорошее, умное, а не сугубо развлекательное кино, в нашей стране очень много. Более чем за сто лет кинематографа снято очень много интересного. И наша миссия – дать возможность людям эти фильмы увидеть. Причем увидеть в кинотеатре, потому что эти фильмы снимались именно для большого киноэкрана. Люди это ценят, и мы им благодарны, потому что мы никогда ни от кого не получали денег на наше дело.

А меж тем перевыпуск в прокат блокбастера прошлых лет стоит, как хорошая московская квартира. Принесет ли прокат отдачу – еще вопрос. Но, кажется, дело идет в гору.

– Мне кажется, по прошествии времени зрители хотят переосмыслить то, что им когда-то очень сильно нравилось. Или, может, посмотреть впервые то, о чем они много раз слышали или смотрели дома с DVD. Например, Федерико Феллини или Кубрика. А тут есть шанс посмотреть в отреставрированном качестве, на большом экране и с прекрасным шестиканальным звуком. Это такая же разница, как послушать дома концерт с гаджета и сходить в филармонию. Видимо, назрела потребность в таком кино, – говорит Алексей.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №47-2019 под заголовком «Новое – хорошо добытое старое».

Рубрика: Культура и ТВ

Поделитесь статьей:

Колумнисты





^