20.11.2019

Круги яда. Как живет "Гоголь-центр" на фоне "театрального дела"

«Театральное дело» вернули в прокуратуру, и казалось, оно вот-вот закончится. Но теперь оно снова проходит те же круги

Фото: Кирилл Серебренников // фото: Global Look Press

Когда «театральное дело» вернули в прокуратуру на доследование, казалось, что дело вот-вот закончится. Но теперь в суде оно снова проходит все те же круги. Что это значит?

– Я лично, чтобы не сойти с ума, стараюсь видеть в этом что-то хорошее, – говорит Валерий Печейкин, драматург «Гоголь-центра». – Теперь суд заседает каждый день с десяти утра до шести вечера, я надеюсь, что скоро дело будет закончено и мы узнаем приговор до конца этого года, который объявлен Годом театра. Я, конечно, надеюсь на гуманный исход. Но в этом деле слабо прослеживается связь между справедливостью и процессом. Любой подобный процесс у нас не хочет заканчиваться оправданием, иначе бы его не начинали. И думаю, что он так или иначе закончится обвинением кого-то из четырех участников. Надеюсь, это будет условный приговор, потому что у людей 2,5 года жизни и так украли. Это уже наказание. За этим процессом следит лично президент, и я надеюсь, что эти 2,5 потерянных года учтут.

Я думаю, что, когда мы узнаем имена заказчиков, они не очень сильно нас удивят. Это не будет переворачивающей ход истории информацией. У Пелевина в книжке есть фраза о том, почему Сноуден неудивителен для России. Он приехал и сообщил, что, оказывается, спецслужбы за нами следят. А в России это не было новостью. В России все и так это знают. Так и в деле Серебренникова. И так ясно, что заказчиками окажутся богатые властные люди, генералы, сотрудники аппарата управления – какие-то большие люди. Более того, внутри системы, ее мозга все нейроны связаны друг с другом и все так или иначе согласовано. То есть дело Серебренникова давно уже не выглядит частной местью. На самом деле у нас в стране 2,5 года длится урок обществознания, когда очерчиваются границы, за которые нельзя заходить. И если Константин Богомолов, например, до дела Серебренникова был гораздо более радикальным как художник, с прямым политическим высказыванием, то после этого процесса риторика Богомолова очень сильно изменилась, и теперь Серебренников кажется самым радикальным режиссером.

Но «театральное дело» было сигналом и вообще всем, кто себя соотносит с Кириллом Серебренниковым, человеком, который создал среду, потому что «Гоголь-центр» – это среда, это некоторый источник. Это им всем послана такая эсэмэска. Знаете, как МЧС присылает: граждане, завтра будет дуть ветер.

Но сам этот процесс стал признанием заслуг Серебренникова, своеобразной Нобелевской премией.

В России со времен Пушкина, в судьбе которого были конфликт с властью, неволя ссылки и гибель на дуэли, чтобы стать великим, нужно иметь хотя бы один из этих маркеров. Так что сегодня Кирилл Серебренников стоит уже рядом с Бродским. Без шуток.

Валерий Печейкин

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №44-2019 под заголовком «Круги яда».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика