Чужая среди своих: "Барабанщица" на фестивале "Звездная маска"

19 ноября в Театре Российской Армии стартует «Звездная маска» — пятый открытый фестиваль драмтеатров российского флота

Фото: Ольга Герасимова в роли Нилы Снижко, Максим Чиков в роли Федора

19 ноября в Театре Российской Армии стартует «Звездная маска» — пятый открытый фестиваль драмтеатров российского флота от Балтики до Дальнего Востока.

Фестиваль откроет премьера самого театра Армии — «Барабанщица» по пьесе Афанасия Салынского. Так театр прощается с уходящим годом (2019-й был объявлен в России Годом театра) и вступает в следующий, который пройдет под знаком 75-летия Победы, который для Театра Российской Армии будет еще и юбилейным: в 2020-м ему исполнится 90 лет.

«Барабанщица» — спектакль из золотого фонда театра. Первая постановка состоялась в 1959-м, с тех пор он был показан более 700 раз. Зрители увидят новую версию этой неувядающей пьесы.

Ольга Герасимова в роли Нилы Снижко, Александр Рожковский - Мика Ставинский, Анастасия Савостьянова - Лизочка

Главный режиссер театра Борис Морозов не случайно выбрал «Барабанщицу» именно в преддверии будущего сезона.

— Театр Армии, как ни один другой театр страны, соединяет обе знаковые даты в своей судьбе, — говорит Борис Афанасьевич. — Все, что связано с Великой Отечественной войной, лежит в основе истории нашего театра. В годы войны на фронте выступало 19 выездных бригад наших артистов. Одна из них попала в окружение, где артисты погибли...

Идея обратиться к пьесе «Барабанщица», объясняет режиссер, возникла неожиданно. Спектакль запал ему в душу еще в далекие 1960-е, когда он, будучи студентом, впервые посмотрел его в Челябинске.

В «Барабанщице» сплелись воедино и история самого театра, и разговор о войне. Причем разговор непростой, ставящий перед зрителями поистине философские вопросы.

Кроме того, пьеса написана живым языком. Афанасий Салынский очень четко выстроил не только сюжет, но и характеристики персонажей, ненавязчиво придавая образам глубину почти неуловимыми штрихами. Так, один из главных героев — Федор — на первый взгляд слишком уж высокопарен. Но ведь он архитектор, то есть создатель музыки в камне, как издревле называют архитектуру... А значит, натура творческая, не чуждая патетики. Видимо, не случайно во время войны Федор стал летчиком — небо манит таких людей...

Ну и наконец самый, пожалуй, важный нюанс: действие спектакля происходит не на фронте.

— Показана жизнь людей, опаленных войной, — рассказывает Борис Морозов. — 1943-й, война еще идет, но город, в котором развиваются события, уже освобожден. Поэтому вокруг — ощущение радости, праздника... Для жителей городка состоялась маленькая победа. У каждого из них начинается новый этап жизни. И только у одной Нилы Снижко всего этого нет. Для нее война продолжается. Нила работала переводчицей в гестапо, и теперь на нее косо смотрят в городе, ее презирают. Люди не знают, что она была подпольщицей, и она пока не может объявить это открыто, так как надо выявить оставленных тут немцами гестаповцев...

Это ведь какой характер надо иметь, чтобы проявить силу духа не среди врагов, а среди своих! Как по-новому высвечивается в столь тяжелых условиях такое понятие, как мужество... Именно поэтому пьеса не устарела до сих пор — разве могут устареть такие вечные понятия, как честь, искренность, сила духа, служение своей стране.

Заслуженный артист России Андрей Егоров в роли Чуфарова

При этом в пьесе нет ничего однозначного. Тут зритель найдет и любовь, и ревность, и стяжателей, обнаружит и персонажей, которые используют победу в своих корыстных целях... Это ведь только кажется, что жизнь «для себя» никому не приносит вреда: Нила погибает вовсе не от руки врага, а фактически от руки чиновника, который боится за свою карьеру.

— Над всем этим — судьба Нилы, так замечательно некогда сыгранной такими актрисами, как Людмила Фетисова, Людмила Касаткина, Нина Сазонова и Алина Покровская, — отмечает Морозов.

В новой постановке роль Нилы Снижко исполнит Ольга Герасимова (во втором составе — Мария Белоненко). К слову, и Алина Покровская, и другие актрисы исполняли роль Нилы, когда еще были молодыми и почти никому не известными. Поэтому в данном случае выбор режиссера не был подчинен наличию «звездности» у тех, кого он отобрал на роль главной героини.

— Эта пьеса о праведнице, которая в глазах толпы видится грешницей, — подытоживает Морозов. — Очень глубокая и многоплановая пьеса. У Салынского в «Барабанщице» есть и явные евангельские мотивы. Так, мальчишки бросают в Нилу камни. Не напоминает сюжет с грешницей? Мне хотелось насытить спектакль всей гаммой этих интонаций.

В рамках фестиваля «Звездная маска» (19–25 ноября) пройдут спектакли:

  • Драмтеатра Северного Флота (Мурманск) — «Туман над заливом» И. Штока;
  • Драмтеатра им. В. Вишневского Балтийского Флота (Кронштадт) — «Счастье мое» А. Червинского;
  • Драмтеатра им. Б. Лавренева Черноморского Флота (Севастополь) — «Под холщовыми небесами» А. Аверченко, С. Чёрного;
  • Драмтеатра Восточного военного округа (Уссурийск) — «Жар-птица» А. Колкера;
  • Драмтеатра Тихоокеанского Флота (Владивосток) — «Любовь людей» Д. Богославского.

После просмотра зрители смогут поучаствовать в обсуждениях спектаклей, посетить актерские клубы театров-участников, посмотреть показы эскизов спектаклей по пьесам молодых авторов, создаваемых в рамках проекта «Мастерская молодой драматургии и режиссуры».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика