Скромняга Ленин и звезда Троцкий: в Москве прошла премьера фильма 1918 года
Киновед Николай Изволов восстановил уникальную документальную ленту режиссера Дзиги Вертова «Годовщина революции»
Киновед Николай Изволов восстановил уникальную документальную ленту известного режиссера Дзиги Вертова «Годовщина революции». Эксперты говорят, что это первый в истории фильм с таким количеством монтажа. Он уже вышел в прокат в восьми российских городах.
Ленту удалось восстановить благодаря случайно найденной два года назад афише с информацией о последовательности титров. Дальше кропотливая работа в архивах – и вуаля: революция как на ладони. Фильм вызвал интерес не только у экспертов. Один из самых больших кинозалов Москвы оказался заполнен. Живое музыкальное сопровождение тоже уникально: пианист без перерыва играл все два часа, и именно его запись будет звучать на всех сеансах в России.
Николай Изволов рассказал «Собеседнику», что исходного материала у Дзиги Вертова было раз в десять больше, а сам фильм, откатав по занятой большевиками части страны, после 1920 года попал в архивы. Опала Троцкого и Зиновьева окончательно предрешила судьбу ленты – пылиться в виде пленок, разделенных на части, там, где почти никто ничего не смотрит.
Киновед не исключил, что в киноархивах можно найти еще немало уникальной хроники тех лет. Вся проблема в том, что материал 1920–1930-х годов не структурирован и километры пленок лежат в огромном количестве ящиков.
Двухчасовой фильм-хроника, который не видел никто из ныне живущих. Немое кино, содержащее подлинные кадры того, как вершилась сначала Февральская, потом Октябрьская революция в Петрограде и Москве (правда, очень скупо, потому что темные дела вершились в сумерках или ночью и вытянуть изображение на пленку было нереально), потом первый год Гражданской войны. Особая часть – поход Красной армии на Казань и взятие города. Товарищ Троцкий, наблюдавший за боем и постоянно появляющийся в кадре, – настоящая кинозвезда. Бонусом – рассказ об устройстве сельской коммуны, смахивающий на махровую пропаганду советских ноу-хау.
Значительная часть большевистской верхушки показана в непривычном для нас режиме видеопортретов: каждый деятель – от министров до Чапаева – держится в кадре несколько секунд. Их много, и сегодня это смотрится скучно, но, по словам Изволова, на тогдашних зрителей, не знавших руководителей в лицо даже в «статичном» виде, производило неизгладимое впечатление.
Ленин, в отличие от Троцкого, в кадре появляется совсем ненадолго. Реконструктор объяснил это тем, что последний любил сниматься, а первый, наоборот, нет. Ленина удалось вытащить под камеры благодаря хитрости и Бонч-Бруевичу, позвавшему вождя прогуляться по территории Кремля. Заметив камеры, Ильич не стал гневаться: из анекдотов мы помним, что глаза у него «добрые-добрые».
Сто лет спустя на втором часу премьерного сеанса потомки стали немного скучать и развлекали себя репликами-выкриками. В столичном кинотеатре «Октябрь» началось нечто вроде голосового чата: в ответ на крики «Позор коммунистам!» оппоненты возмущались: «Тебе позор!» и иногда аплодировали самым известным деятелям Советского государства. Дзержинский и Сталин, кстати, в видеогалерею не попали, а то буря была бы знатная. Герой вечера Изволов признался, что именно так сто лет назад, в обстановке бурных обсуждений, граждане и смотрели немое кино. Политически неравнодушные потомки с обоих флангов восприняли эту информацию с воодушевлением.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №35-2019 под заголовком «Ленин – скромняжка, а Троцкий – звезда».