Новости дня

13 октября, воскресенье











12 октября, суббота













11 октября, пятница





















Скромняга Ленин и звезда Троцкий: в Москве прошла премьера фильма 1918 года

18:09, 18 сентября 2019
«Собеседник» №35-2019

Кадр: фильм «Годовщина революции»
Кадр: фильм «Годовщина революции»

Киновед Николай Изволов восстановил уникальную документальную ленту известного режиссера Дзиги Вертова «Годовщина революции». Эксперты говорят, что это первый в истории фильм с таким количеством монтажа. Он уже вышел в прокат в восьми российских городах.

Ленту удалось восстановить благодаря случайно найденной два года назад афише с информацией о последовательности титров. Дальше кропотливая работа в архивах – и вуаля: революция как на ладони. Фильм вызвал интерес не только у экспертов. Один из самых больших кинозалов Москвы оказался заполнен. Живое музыкальное сопровождение тоже уникально: пианист без перерыва играл все два часа, и именно его запись будет звучать на всех сеансах в России.

Николай Изволов рассказал «Собеседнику», что исходного материала у Дзиги Вертова было раз в десять больше, а сам фильм, откатав по занятой большевиками части страны, после 1920 года попал в архивы. Опала Троцкого и Зиновьева окончательно предрешила судьбу ленты – пылиться в виде пленок, разделенных на части, там, где почти никто ничего не смотрит.

 

Киновед не исключил, что в киноархивах можно найти еще немало уникальной хроники тех лет. Вся проблема в том, что материал 1920–1930-х годов не структурирован и километры пленок лежат в огромном количестве ящиков. 

Двухчасовой фильм-хроника, который не видел никто из ныне живущих. Немое кино, содержащее подлинные кадры того, как вершилась сначала Февральская, потом Октябрьская революция в Петрограде и Москве (правда, очень скупо, потому что темные дела вершились в сумерках или ночью и вытянуть изображение на пленку было нереально), потом первый год Гражданской войны. Особая часть – поход Красной армии на Казань и взятие города. Товарищ Троцкий, наблюдавший за боем и постоянно появляющийся в кадре, – настоящая кинозвезда. Бонусом – рассказ об устройстве сельской коммуны, смахивающий на махровую пропаганду советских ноу-хау. 

Значительная часть большевистской верхушки показана в непривычном для нас режиме видеопортретов: каждый деятель – от министров до Чапаева – держится в кадре несколько секунд. Их много, и сегодня это смотрится скучно, но, по словам Изволова, на тогдашних зрителей, не знавших руководителей в лицо даже в «статичном» виде, производило неизгладимое впечатление. 

Ленин, в отличие от Троцкого, в кадре появляется совсем ненадолго. Реконструктор объяснил это тем, что последний любил сниматься, а первый, наоборот, нет. Ленина удалось вытащить под камеры благодаря хитрости и Бонч-Бруевичу, позвавшему вождя прогуляться по территории Кремля. Заметив камеры, Ильич не стал гневаться: из анекдотов мы помним, что глаза у него «добрые-добрые».

Сто лет спустя на втором часу премьерного сеанса потомки стали немного скучать и развлекали себя репликами-выкриками. В столичном кинотеатре «Октябрь» началось нечто вроде голосового чата: в ответ на крики «Позор коммунистам!» оппоненты возмущались: «Тебе позор!» и иногда аплодировали самым известным деятелям Советского государства. Дзержинский и Сталин, кстати, в видеогалерею не попали, а то буря была бы знатная. Герой вечера Изволов признался, что именно так сто лет назад, в обстановке бурных обсуждений, граждане и смотрели немое кино. Политически неравнодушные потомки с обоих флангов восприняли эту информацию с воодушевлением.

 

 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №35-2019 под заголовком «Ленин – скромняжка, а Троцкий – звезда».

Поделитесь статьей:


Колумнисты






^