Тот самый Хазанов

Жизнь – сложная штука, и с некоторыми прежде близкими людьми Геннадий Хазанов теперь дружит врозь. Но остались фото...

Фото: Геннадий Хазанов // Фото: Андрей Струнин

Геннадий Хазанов сохранял теплые отношения с Эльдаром Рязановым на протяжении 40 лет, до самой смерти режиссера. Но жизнь – сложная штука, и с некоторыми прежде близкими людьми артист теперь дружит врозь. Их можно вычеркнуть из памяти, но не из фотоальбома – документ все-таки.

1970 год

Фото: архив редакции

Свидетелем на свадьбе Геннадия Хазанова и Златы Эльбаум со стороны жениха был Леонид Утесов, в чьем оркестре начинал путь будущий артист.

– Регистратор – пышная дама с халой на голове, увидев Леонида Осиповича, окаменела, – смеется Хазанов. – Все слова, которые обычно говорит молодоженам, она произносила, вперив взгляд в Утесова. И про то, чтобы всю жизнь шли рука об руку, и даже «Поцелуйте друг друга» она сказала не нам, а ему. «Деточка, – заметил наконец Утесов, – это они женятся, а не я». Быстро закончив формальности, она кинулась к Утесову и, задыхаясь от счастья, сказала: «Леонид Осипович! Как давно вы у нас не были!» Утесов совсем опешил: «Я у вас вообще первый раз!»

Брак, заключенный с благословения Утесова, оказался прочным. В следующем году Хазанов с супругой отметят 50 лет совместной жизни.

1975 год

Фото: Валерий Шустов / РИА «Новости»

Всесоюзный успех пришел к Геннадию Хазанову после того, как по ТВ показали его монолог студента кулинарного техникума. Это фото в почтенной компании (с Валентиной Леонтьевой, Николаем Озеровым и Левоном Оганезовым) сделано на одном из многочисленных концертов, куда стали приглашать проснувшегося знаменитым артиста. Самые крепкие отношения связывали Хазанова с Озеровым.

– Озеров – самое мощное светило того времени для моей будущей карьеры, которую я никак не мог поделить в своем сознании между комментаторской кабиной и сценической площадкой, – говорит Геннадий Викторович. – Когда я искал аргументы, как это совместить, передо мной вставал его образ – замечательного артиста МХАТа и выдающегося спортивного комментатора.

«Озеровомания» (так называет свое преклонение перед комментатором Хазанов) продолжалась вплоть до их последнего разговора в мае 1997 года.

– Николай Николаевич, лежавший в больнице, сказал: «Гена, у меня такое ощущение, что до юбилея не доживу» (11 декабря ему исполнилось бы 75 лет). А я улыбаюсь во весь рот: «Вам еще жить и жить». А сам не знал, как слезы сдержать. У него уже были совсем плохи дела с диабетом. Отказали ноги. Он не мог даже встать с кровати. Это было буквально за неделю до его кончины.

1998 год

Фото: Игорь Уткин / ТАСС

Поздравить с 70-летием патриарха отечественного баскетбола Александра Гомельского артист пришел загримированным под Майкла Джордана. Советский тренер называл Хазанова своим талисманом, который, в частности, помог ему выиграть в 1988 году Олимпиаду в Сеуле.

«Гена вместе с нами к площадке проходил – сетку с мячами нес, как администратор. И всегда садился на скамейку рядом со мной, – вспоминал Гомельский. – И вдруг – игра со сборной Пуэрто-Рико, а его нет. Спрашиваю: "Где Хазанов?" Еле-еле перевели игру в дополнительное время. Вдруг вваливается – я его матом и за шиворот: "Садись! Ты где болтаешься? Мы из-за тебя проигрываем!" Готов был убить его тогда! А в итоге мы победили».

1999 год

Фото: Анатолий Рухадзе / ТАСС

Геннадий Викторович не скрывает: он был назначен руководителем Театра эстрады в 1997 году «с помощью мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова». Поэтому логично, что спустя 2 года презентация книги столичного градоначальника «Российские законы Паркинсона» прошла именно на этой сцене (не сказать, чтобы Хазанов на фоне Лужкова при этом был особенно весел).

Юрий Михайлович – одна из тех влиятельных фигур, дружбу с которыми артист сегодня предпочитает не вспоминать. В 2004 году на столе Лужкова ждало подписи распоряжение о снятии Хазанова с должности худрука (результат коллективной жалобы коллег-артистов). Как признается Хазанов, тогда его судьбу решило «только личное вмешательство Владимира Путина».

2006 год

Фото: Александр Куров / ТАСС

«Чаша с напитком, который называется "разговорный жанр", испита до конца, я не вижу никакого света в конце тоннеля» – после этого безжалостного по отношению к себе и жанру заключения Хазанов согласился на предложение Марка Захарова дебютировать на сцене Ленкома. По выражению лица режиссера на этом фото, сделанном накануне премьеры, можно понять, как непросто далась им эта совместная работа.

В спектакле «Город миллионеров» (по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» о любви проститутки и богача, самая известная экранизация – «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни) Хазанов с Инной Чуриковой играли блестяще. Постановку сняли с репертуара семь лет назад, но в прошлом году Захаров вернул артиста – и сразу на главную роль («Американские горки»). Тогда режиссер так и назвал Хазанова: «Наш блуждающий форвард».

В сентябре Ленком открывает новый сезон. А значит, Геннадий Викторович в роли стареющего ловеласа (писавшейся вообще-то для Алена Делона) снова выйдет на сцену. Ведь прежде всего он артист, а уж потом худрук, любитель спорта и друг власть имущих, пожаловавших его в полные кавалеры почетного ордена «За заслуги перед Отечеством».

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник+» №08-2019 под заголовком «Тот самый Хазанов».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика