Новости дня

26 сентября, суббота













25 сентября, пятница































sobesednik logo

"Красный вестерн": 45 лет фильму "Свой среди чужих, чужой среди своих"

17:02, 19 мая 2019

"Красный вестерн": 45 лет фильму "Свой среди чужих, чужой среди своих"
Фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»

45 лет назад на киноэкраны страны вышел фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». История о том, как чекисты спасают буржуйское золото и  драгоценности, тогда не стала популярной в народе. Только спустя годы этот фильм назвали классикой советского кино. 

Роль спасла Калягина от депрессии

Сюжет для сценария Эдуард Володарский и Никита Михалков позаимствовали из журнальной заметки. Там описывались реальные события, когда золото белогвардейцев большевики отправили из Сибири в Москву. За долгое путешествие ценный груз несколько раз переходил из рук чекистов белогвардейцам, потом – бандитам, опять – чекистам, и так – снова по кругу. Михалков, которому тогда нравились американские вестерны с Клинтом Иствудом, задумал снять нечто подобное. Ему тогда было 27. Несмотря на молодость режиссера, который был известен как актер, но не постановщик, сценарную заявку Михалкова и Володарского одобрили. Уже сделали фотопробы, подобрали актеров, выбрали натуру для съемок, но… Никите Сергеевичу пришла повестка в армию, и он уехал служить на Дальний Восток. 

– Меня утвердили на роль командира Забелина. И я, помню, ждал месяца два вызова на съемки. А их все нет и нет, – вспоминает актер Сергей Шакуров. – И только потом я узнал, что Никиту призвали. Все члены съемочной группы отважно ждали его приезда.

По словам Михалкова, почти всех актеров он знал до этих съемок, с кем-то приходилось уже работать, поэтому заранее решил, кого на какую роль пригласит. 

– Если честно, я не хотел сниматься в то время, – рассказывает Александр Калягин, исполнитель роли начальника железнодорожной станции Ванюкина. – В моей семье произошла беда, умерла супруга. И мне хотелось побыть со своей дочкой, какие тут съемки! Но Никита меня уговорил, и я благодарен за это. Он просто спас меня от депрессии, да и работа оказалась интересной.

Роль атамана Брылова Михалков сразу писал для себя, а киногероя создавал по западному образцу. Он придумал ему пижонские жесты и щегольской внешний вид в стиле бандитов из любимых вестернов. Режиссер знал, что цензура может придраться к Брылову, поэтому на всякий случай сочинил оправдание – это же отрицательный персонаж, вот поэтому у него такие яркие буржуазные черты. 

Снимали в Москве, в подмосковном Марфино, в пригородах Баку. Но для основных съемок выбрали натуру в Чечено-Ингушской АССР. Как гласит легенда, место подсказал друг отца Никиты – Сергея Михалкова (кстати, тогда писатель был депутатом от Чечено-Ингушской АССР) – танцор Махмуд Эсамбаев.

«Этих джигитов было не остановить»

Сами съемки получились не менее экстремальными, чем того требовал сюжет. Экспедиция на Северный Кавказ началась с трагедии – сгорел пьяный маляр, который решил покурить в автобусе, где было много краски и горючей смеси. Был момент, когда на Никиту Михалкова хотели завести уголовное дело.

Директор картины написал объявление для местных жителей: мол, требуются люди для съемок массовых сцен. И указал:  «Пешие – по 5 рублей, конные – по 10. Приходить с паспортом». На следующий день выстроилась целая очередь, чтобы сниматься в кино. Люди сдавали паспорта. Когда же директор заглянул в них, в каждом лежали деньги. Все подумали, что им нужно платить, чтобы взяли сниматься. Об этом узнали люди из ОБХСС, разразился скандал, режиссера и директора обвинили во взяточничестве. Уладить помог Сергей Михалков. 

Кстати, режиссеру пришлось изрядно помучиться с массовкой.

– Построил я всех в ряд и говорю: «На первый-второй рассчитайсь», – вспоминал Никита Сергеевич. – Потом сказал, что первые будут играть людей в поезде, а вторые – бандитов, которые грабят состав. Что тут началось! Чеченцы не хотели играть тех, кого грабят, для них это позор!

Многие из них приходили на съемки с настоящим оружием, обижаясь, что им дают стрелять холостыми патронами.

– Этих джигитов сложно было остановить. Начиналась съемка, они дрались между собой по-настоящему, стреляли, скакали. Не обращая внимания на команды режиссера, куражились сами по себе, – смеется актер Сергей Шакуров.

Константин Райкин, пожалуй, единственный в фильме актер, который все трюки исполнял сам. Самый страшный – падение с обрыва, с 12-метровой высоты, в бурлящую реку Аргун. Главное, что неправильно измерили глубину под обрывом. Река в этом месте оказалась вдвое глубже, чем рассчитывали. Актера из-за сильного течения (12 метров в секунду!) чуть не затянуло под скалу. 

– Конечно, было страшно, – смеется сегодня Константин Аркадьевич. – Попадаешь до колена в воду ногой, тебя тут же сбивает, словно дали подсечку, и уносит в водоворот. А вода – ледяная, плюс 3 градуса! Помню, когда нам соорудили нечто вроде плота, на котором мы должны плыть по бурлящей реке, все принялись нас хоронить – по Аргуну плоты никогда не ходили. После съемок в чеченской водичке у меня начался страшный фурункулез.

В некоторых сценах актеров подменяли чеченские подростки, которые знали, как справиться с этой рекой. 

Порой актерам приходилось скакать на лошадях самим. Особенно мастерски это получалось у Сергея Шакурова, который еще в юности увлекался верховой ездой. 

– Я и сейчас могу свободно скакать верхом без седла, – с гордостью говорит Сергей Каюмович. – Поначалу со своей лошадью на съемках я чуть-чуть помучился. Досталась мне капризная, строптивая, постоянно хотела куда-то убежать. Было трудно. Но потом я ее прикормил яблоками и сахаром, и мы подружились.

Кто-то дрессировал барана, а кто-то спал на базаре

В свободное от съемок время актеры отдыхали, как говорится, по-настоящему. Например, Солоницын и Пороховщиков любили ходить на местный рынок. 

– Я покупал длинные фаршированные баклажаны, по четыре штуки, а Толя Солоницын бежал в магазин и покупал две бутылки коньячного напитка. Жуткого вкуса, надо сказать, было питье, а коньяк покупать было дороговато. И через раз мы с Толей просыпались на этом базаре под утро. Над нами стояли бабки, а мы лежали на каких-то циновках. Эти сердобольные старушки нас уже выучили наизусть и добровольно взяли на себя заботу о нашем здоровье, – вспоминал в свое время Александр Пороховщиков.

Александр Кайдановский приручил местного барана, обучал его командам и водил с собой, как собачку. А вот Никита Михалков устраивал личную жизнь – в Грозном он сыграл свадьбу с московской моделью Татьяной Соловьевой. Кстати, в фильме, в эпизоде сна героя Михалкова, можно увидеть и саму Татьяну. 

Настоящим украшением фильма стала музыка. По воспоминаниям композитора Эдуарда Артемьева, он сочинил ее легко и быстро. После встречи с режиссером, который на словах рассказал, чего хочет, и продемонстрировал примеры из американского кинематографа, Артемьев практически с ходу «просто сел и сыграл» главную музыкальную тему фильма. Кстати, эта музыка звучала не так давно на закрытии зимних Олимпийских игр в Сочи. 

Досье

«Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974, «Мосфильм»

Хронометраж – 93 минуты

Бюджет – 501.599 рублей

В первый год проката занял 22-е место (23,7 млн зрителей)

Авторы сценария: Эдуард Володарский и Никита Михалков

Режиссер: Никита Михалков

В ролях: Никита Михалков, Александр Кайдановский, Сергей Шакуров, Юрий Богатырев, Константин Райкин, Анатолий Солоницын, Александр Пороховщиков, Александр Калягин и другие

Награды: премия жюри на МКФ в Дели (1976)

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №17-2019 под заголовком «Красный вестерн».

Теги: #Михалков

Рубрика: Культура и ТВ

Поделитесь статьей:

Колумнисты

^