"Людно внутри" "Флатландии": что еще показал ММКФ вне основного конкурса

Sobesednik.ru — о том, какие еще картины, показанные на Московском кинофестивале, обязательны к просмотру

Фото: Кадр из фильма "Флатландия"

Sobesednik.ru — о том, какие еще картины, показанные на Московском кинофестивале, обязательны к просмотру.

Начиная с открытия Московского международного кинофестиваля, Sobesednik.ru подробно рассказывал о фильмах из его основного конкурса. Теперь уже известно, что триумфатором смотра стала лента «Тренинг личностного роста» режиссера Фархата Шарипова, рассказывающая о человеке, который готов «потерять память» ради успеха и лучшей жизни.

Однако нельзя обойти стороной и другие, не менее интересные фильмы, показанные вне основного конкурса ММКФ, но заслуживающие внимания по многим причинам.

«Нуреев. Белый ворон» (реж. Рэйф Файнс)

Кадр из фильма "Нуреев. Белый ворон" // Фото: скриншот с YouTube

Британский актер и режиссер Рэйф Файнс, глубоко проникшийся русской культурой и по мере возможности участвующий в ее распространении путем съемок фильмов и посещения всевозможных российских кинофестивалей, в том числе и провинциальных (как это было с фестивалем «Зеркало» в Ивановской области), на этот раз обратил свой взор на историю легендарного и опального на родине танцовщика Рудольфа Нуреева.

Получилось — сильно. Классический сценарий с линейной структурой, проходящая лейтмотивом тема свободы, внимательное и заботливое изображение советского быта без скатывания в типичную для подобной темы клюкву и захватывающие танцевальные номера выделяют эту пусть и не самую замысловатую, но зато крайне эстетичную ленту среди прочих байопиков.

«Пираньи Неаполя» (реж. Клаудио Джованнези)

Кадр из фильма "Пираньи Неаполя" // Фото: скриншот с YouTube

Если бы в одной кинематографической вселенной путем разрушения пространственно-временного континуума Шекспир решил написать «Ромео и Джульетту» под впечатлением от просмотра «Лица со шрамом», у него получился бы сценарий «Пираний Неаполя», получивший «Серебряного медведя» на недавнем Берлинале. Увы, но за великого англичанина это уже сделал писатель Роберто Савиано, чей роман и лег в основу этой итальянской картины, рассказывающей о жизни бандитского Неаполя с вооруженными подростками в поисках легких денег, наркотиков и девочек. Не слишком серьезная, но динамичная и невероятно колоритная драма о судьбе мальчишки Никколо, попавшего в дурную компанию, захватывает сочетанием ребяческой наивности, огнестрельного оружия и традиций неореализма при изображении современной итальянской молодежи, живущей по разбойничьим законам чести и любви.

«Бог существует, и ее зовут Петруния» (реж. Теона Стругар-Митевска)

Кадр из фильма "Бог существует, и ее зовут Петруния" // Фото: скриншот с YouTube

Расположившись между Берлинским и Каннским кинофестивалями, ММКФ фактически лишил свою конкурсную программу громких мировых премьер, однако решил восполнить такой пробел уже снискавшими славу на Берлинале неожиданными находками. «Бог существует, и ее зовут Петруния» — гротескная македонская комедия о 33-летней жительнице небольшого провинциального городка по имени Петруния, которая, следуя непонятному импульсу, вылавливает выброшенный в озеро согласно древней традиции священный крест, опередив при этом десяток полуобнаженных мужчин. Однако есть загвоздка: женщины никогда в нырянии за крестом не участвовали, и теперь на героиню обрушается гнев оскорбленных верующих, чья вера совсем не мешает угрожать физической расправой беззащитной, но нагловатой «счастливице».

Феминизм и проблема устаревших церковных традиций в казалось бы современной европейской стране могли бы стать здесь главенствующими, хотя социальная составляющая картины — только фон. Петруния воплощение скорее не просто женского, но всего, что не вписывается в общепринятые каноны: она полновата, безработна, не сказать что красива и уже совсем не так молода. Однако именно такой человек, согласно представлению передового македонского режиссера Теоны Митевски, оказывается новым пророком и символом освобождения — отсюда огромное количество библейских отсылок, начиная с названия картины и возраста героини и заканчивая иконоподобными мизансценами и цветовой гаммой. И всюду всепоглощающая ирония. Ну а куда без нее?

«Потому что мы мужики» (реж. Петтер Соммер, Ю Вемунд Свендсен)

Кадр из фильма "Потому что мы мужики" // Фото: скриншот с YouTube

От феминистической «Петрунии» — к брутальной, но куда более трогательной норвежской документалке о любительском мужском хоре, получившем приглашение выступить на разогреве у культовых Black Sabbath. Отправная точка картины — известие о том, что один из участников хора неизлечимо болен, — заставляет Мужиков переосмыслить значение времени и своего места в этом небольшом клубе по интересам. Искренняя, живая и очень человечная картина о мужественности в самом хорошем из возможных смыслов, а также о поддержке, мечте и взрослении вполне заслуженно завоевала главный приз Московского кинофестиваля в категории «Лучший документальный фильм».

«Людно внутри» (реж. Ольга Львова)

Кадр из фильма "Людно внутри" // Фото: скриншот с YouTube

Еще одна документальная картина из конкурса ММКФ, однако уже не трогательная, а скорее пугающая, — о психотерапевте Карен Маршалл, которая помогает людям, страдающим диссоциативным расстройством идентичности. В теле самой Карен также живут несколько других личностей — Розали, Один и Три. Периодически они переключаются между собой, осложняя жизнь не только самой женщины, но и ее близких. Захватывающий сюжет, обрамленный несколько неестественной атмосферой с приемами в стиле настоящего хоррора заставляет зрителя задаться вопросами о происхождении собственной идентичности и непознанности человеческой природы.

«Коко-ди Коко-да» (реж. Йоханнес Нюхольм)

Кадр из фильма "Коко-ди Коко-да" // Фото: скриншот с YouTube

Датско-шведский сюрреалистический триллер с элементами фильма ужасов, также исследующий тему бессознательного, что-то заимствует и у триеровского «Антихриста», и у Ханеке с его «Забавными играми», и даже у усыпанного цитированиями недавнего триллера Джордана Пила «Мы», миксуя все это со скандинавской мифологией.

Находящаяся на грани краха после гибели ребенка семейная пара отправляется в путешествие в надежде восстановить свои взаимоотношения, однако в темном лесу сталкивается с пугающими артистами цирка, которые начинают с мужчиной и женщиной странноватую игру, все глубже ввергая их в пучину психологического ужаса. Атмосферный и крайне незаурядный фильм, который, будучи показан на ММКФ в 11 часов ночи, не заставил посмотревших пожалеть о позднем сеансе и закрытом метро.

«Нон-фикшн» (реж. Оливье Ассайас)

Кадр из фильма "Нон-фикшн" // Фото: скриншот с YouTube

Знаменитый французский режиссер Оливье Ассайас представил свою последнюю картину «Нон-фикшн» еще в начале осени в Венеции, однако до России она добралась только в концу апреля, и то благодаря ММКФ. В центре сюжета — творческий треугольник, в котором известный издатель Ален и его супруга, талантливая актриса Селена, спорят о судьбе новой рукописи гениального писателя Леонарда.

Тема природы творчества для Ассайаса не нова, как и работа с восхитительной Жюльет Бинош. Добавим к этому поднимаемые в картине вопросы модернизации, творческого кризиса и вечного спора между истинными художниками и «простыми бюргерами» — и получим изящную психологическую драму, обязательную к просмотру.

«Флатландия» (реж. Дженна Като Басс)

Кадр из фильма "Флатландия" // Фото: скриншот с YouTube

И все же ММКФ, по-прежнему глубоко традиционный, стремится угнаться за мировыми трендами и показать свой либеральный бок. Феминистско-антирасистская «Флатландия» — нагляднейший тому пример, как и вся программа «Время женщин», в рамках которой этот фильм был показан.

Мулатка Натали подвергается изнасилованию со стороны своего белого мужа в их первую брачную ночь. Героиня не находит выхода лучше, чем сбежать от насильника в далекий Йоханнесбург вместе с беременной подругой Поппи и верхом на любимом мустанге. Преследовать беглянок отправляется чернокожая полицейская Бьюти, чье прошлое также связано с насилием.

Однако картину следует посмотреть не за воспетые в ней идеалы, а за красоту и эстетизм, которые обрамляют далеко не самый стройный сценарий о бегстве от несправедливости и насилия к романтической свободе.

«Годовщина революции» (реж. Дзига Вертов)

Кадр из фильма "Годовщина революции" // Фото: скриншот с YouTube

Дебютный фильм отца российской документалистики Дзиги Вертова, снятый в 1918 году и считавшийся утраченным в течение целого века, был показан на ММКФ в одно время с нашумевшим блокбастером «Мстители: Финал», чем и обозначил вкусовые ориентиры столичной публики, полностью заполнившей рассчитанный на тысячу шестьсот человек зал «Октября» для того, чтобы увидеть новые злоключения команды супергероев.

Можно бесконечно сетовать на неразборчивость аудитории и отстутствие вкуса у массового зрителя, однако отрицать важность восстановленого вертовского фильма для мирового кинематографа — невозможно. Увы, но в отличие от расправы над Таносом расправу над царским режимом в кинотеатрах едва ли покажут.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика