Новости дня

25 апреля, четверг















24 апреля, среда
























23 апреля, вторник






"Отрицать Репина – значит отрицать Россию": выставка классика в Третьяковке


Репин И. Е. «Автопортрет» (1887 год) Государственная Третьяковская галерея
Репин И. Е. «Автопортрет» (1887 год) Государственная Третьяковская галерея

В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открылась выставка, посвященная 175-летию со дня рождения мастера живописи. В Москве она продлится до августа, но графические работы художника увезут уже в июле.

Открытий выставки, строго говоря, было три. Сначала ее увидела вице-премьер правительства Ольга Голодец, которая также является председателем Попечительского совета музея. На следующий день был показ для прессы, а в минувшую субботу экспозиция начала работать уже в обычном режиме.

Представлено 170 живописных работ и 130 графических, которые приехали из 21 российского музея, семи зарубежных (собрания Финляндии, Чехии, Беларуси) и семи частных коллекций.

Репин прожил долгую жизнь — его молодость прошла под знаком реформ 1860-х (отмена крепостного права и другие), он застал революцию 1905-го, Первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, а умер в 1930-м в возрасте 87 лет. Большевистскую власть не принял, остался в жить в Пенатах, которые оказались после революции на территории Финляндии. Несмотря на то, что в 1923–1927 годах Репину не раз предлагают вернуться в СССР, он не спешит с ответом. В 1924–1925 гг. в Москве и Ленинграде даже проходят его персональные выставки. А в 1927-м он публикует в берлинской газете открытое письмо, в котором отказывается возвращаться в Советский Союз.

Творческая жизнь Ильи Ефимовича была достаточно благополучной — его полотна хоть нередко вызывали споры, но всегда — также интерес. «Душевные бури, смерчи, необъятные толпы, неукротимые страсти», — так Корней Чуковский охарактеризовал искусство своего старшего друга. Он же утверждал: «Отрицать Репина — значит отрицать Россию».

Репин И. Е. «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883 гг.) Государственная Третьяковская галерея

Кстати, знаменитых «Бурлаков на Волге он написал в период ученичества в Академии, эта работа принесла ему первую известность. Всю жизнь Репин называл себя «счастливчиком», хотя далеко не все современники относились к его творчеству благосклонно.

Кураторы на сегодняшнюю экспозицию отбирали самые значительные работы художника, показывающие все его многообразие.

— Илья Ефимович говорил: «Я люблю разнообразие», — рассказывает куратор выставки Татьяна Юденкова. — И за это его часто критиковали даже его друзья. Говорили и что он поверхностный, коньюктурный... Александр Бенуа в «Истории русской живописи в XIX веке» даже назвал Репина «печальной жертвой недоразумения, царившего в русском искусстве в конце XIX века». На самом деле это удивительно последовательный и цельный художник. Он любил саму жизнь, ее материю...

— Думаю, после этой выставки люди еще раз будут задавать вопросы: что же такое реализм, — сказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

И действительно, сложное, страшное, рвущееся непонятно куда время его атмосфера, его дух, — все это почти физически ощущаешь, глядя на работы Репина. На выставке много портретов — они настолько живые, каждый герой со своим характером, недостатками, судьбой... Кажется, что в залах экспозиции оживает XIX век.

Репин И. Е. «Портрет С. И. Ментер» (1887 год) Государственная Третьяковская галерея

Репин не так уж часто писал на заказ, много рисовал своих друзей. А это были выдающиеся люди того времени: Третьяков, Стасов, Лев Толстой... С Мусоргским он дружил и очень любил его музыку. В феврале 1881-го Репин узнал о тяжелом состоянии композитора, который находился в Николаевском военном госпитале, и в начале марта приехал из Петербурга в Москву, где за четыре сеанса сделала портрет, который известен сегодня любому школьнику. Словно почувствовал — 16 марта Мусоргский скончался... Деньги, полученные от Третьякова за эту работу, Репин передал на памятник композитору.

Репин И. Е. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881)
Государственная Третьяковская галерея

Очень интересны и вариации известных с детства полотен. Так, один из вариантов «Не ждали» — появление дома не ссыльного, а девушки: откуда она вернулась и кто она? Курсистка, попавшая за политическую деятельность в полицию? Для картины, к слову, позировали жена Репина Вера, его дочь, теща, друзья дома. А в окончательном варианте ссыльный написан с писателя Всеволода Гаршина.

Репин И. Е. «Не ждали» (1884-1888 гг.) Государственная Третьяковская галерея

На экспозиции нет «Ивана Грозного». Полотно еще только начинают реставрировать — Сбербанк выделил средства на специальное оборудование. Проблема в том, что картина подверглась нападению не в первый раз. В 1913-м она была изрезана ножом (снова фанатик, которого «оскорбил» сюжет), тогда ее реставрировали с участием самого Репина. Холст был дублирован, но полотно стало очень хрупким, оно с тех пор не покидало здания в Лаврушинском переулке. «Лечение» новой раны, нанесенной вандалом в мае прошлого года, требует буквально ювелирных работ. Так что картину зрители увидят нескоро.

Зато впервые в Москву привезли из Санкт-Петербурга знаменитое полотно мастера «Заседание Госсовета». Огромный холст (4х9 м) перевозили на специальном валике скатанным в рулон. Оригинальная рама, которая тоже является произведением искусства, осталась в Питере — она слишком хрупкая. В Москве картину «одели» в новую раму и выделили полотну отдельный зал. По бокам — портретные варианты членов Госсовета. Вдоль противопосложной стены зала стене зала расставлены банкетки — работу надо долго рассматривать. Она того стоит.

После печального случая с украденной на выставке Архипа Куинджи картиной на безопасность — особое внимание. Помог ВТБ, давний партнер Третьяковской галереи по организации масштабных выставок.

— Когда музей обратился к нам с просьбой выделить дополнительные пожертвования, чтобы обеспечить безопасность экспонатов, мы сразу откликнулись, — рассказал вице-президент банка Александр Ерофеев.

Полотна снабжены третьим уровнем защиты, специальными стеклами и другими средствами безопасности. Близко сотрудники музея советуют к ним не подходить — начинается звон. На пресс-показе систему тестировали — в залах графики стоял монотонный раздражающе писклявый звук.

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания